Москва растит "малышей. Город застроят магазинами "шаговой доступности"Юлия Ярош Татьяна Романова Алена Шевченко Намерение столичного правительства утвердить городскую программу развития магазинов шаговой доступности с воодушевлением воспринято ритейлорами. Об интересе к программе говорят уже около десяти компаний. Аналитики, впрочем, отмечают, что среди претендентов пока нет крупных сетей супермаркетов, и сомневаются в целесообразности регулирования строительства магазинов специальными городскими программами.
Городская программа развития магазинов шаговой доступности (они же магазины у дома), по замыслу столичных чиновников, сделает торговлю в городе более цивилизованной, так как поможет избавиться от неэстетичных палаток и ларьков. По прогнозам Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, в столице может быть открыто до 2500 магазинов у дома. Стимулом для предпринимателей, открывающих подобные сети, могут стать льготы по аренде и коммунальным платежам, а также выделение участков под магазины. Хотя программа еще не утверждена, о желании участвовать в ней заявляют все новые компании. О намерении принять участие в программе заявила Служба 77, одна из крупнейших российских компаний дистанционной торговли. Недавно Служба 77 обнародовала план создания одноименной сети из 120 стационарных магазинов площадью 150-200 кв. м, совмещенных с пунктами приема заказов. Компании Новый импульс, управляющей зеленоградской сетью Утконос, московские власти уже пообещали содействие в открытии до 400 торговых точек площадью около 350 кв. м. Об интересе к программе заявила и компания Вегат Плюс, развивающая с 1998 г. в столице сеть соседских универсамов АБК (сейчас в сети около 30 магазинов). В начале июня открыла в Южном округе столицы первый магазин компания Съестная лавка. Планируется, что до конца 2004 г. сеть будет состоять почти из 30 магазинов у дома в разных административных округах. Еще одна сеть, начинающая развиваться именно из Южного округа, дискаунтеры ШагМаг. Создающая сеть компания Народная торговая сеть получила в округе 11 участков, позволяющих открыть магазины площадью от 500 до 4000 кв. м. Первый ШагМаг через месяц откроется в Коломенском проезде, рассказал гендиректор Народной торговой сети Мецо Игитян, затем начнется строительство еще пяти магазинов. А холдинг Гарант-Инвест, развивающий на юге столицы сеть Мой магазин, собирается к 2006 г. увеличить свою сеть до 30 магазинов площадью 400-600 кв. м. То, что наибольшее количество ритейлоров развивают формат магазина у дома в Южном округе столицы, объясняется тем, что здесь местная программа развития таких магазинов была принята еще в 2002 г. До 2005 г. эта программа предусматривает строительство более 80 000 кв. м торговых площадей и ввод в эксплуатацию 160 объектов потребительского рынка и услуг. Масштабы анонсируемых торговцами планов создания сетей мелких магазинов уже озадачивают аналитиков. Генеральный директор компании Магазин магазинов Анна Ширяева сомневается, что какой-то новичок способен освоить около десяти участков одновременно как девелопер и торговец. Подобный набор разных участков является прикрытием для того, чтобы просто взять конкретную землю. На подобную компанию я не поставлю ни копейки, утверждает Ширяева. Другой аналитик, пожелавший сохранить анонимность, считает, что такие участки получают, как правило, люди, близкие к префектуре. Впрочем, Игитян из Народной торговой сети уточняет, что на выделенной ему земле по договору [с управой] нельзя менять профиль в течение 10 лет. А ведущий специалист отдела коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Максим Жуликов вообще сомневается в целесообразности специальной городской программы, посвященной отдельному типу магазинов. Рынком эта проблема [нехватка магазинов в жилых кварталах] и так регулируется. Если оператор супермаркета понимает, что ему выгодно здесь работать, он и так будет работать, говорит аналитик. Он обращает внимание на то, что среди компаний, объявляющих об участии в программе, почти нет известных ритейлоров. Пресс-секретарь Седьмого континента (сеть развивает формат рядом с домом под вывеской Семь шагов) Анна Зайцева подтвердила, что не принимала участия ни в одной из районных программ, связанных с магазинами у дома. Она объясняет это тем, что Седьмой континент не нуждается в земельных участках, а открывает магазины Семь шагов в уже существующих пристроенных к жилым домам помещениях. Представитель сети Петровские Игорь Жуков также сообщил, что в программе сеть не участвует, но затруднился назвать причины этого. А вот Копейка рассматривает возможность участия в программе и готовит предложения для рассмотрения Департаментом потребительского рынка и услуг Москвы, сообщила пресс-атташе Копейки Мария Маркова. Ведомости |
|||