23.06.2004

Cannes Lions-2004: "Чилийское пиво и звездные войны"



Вчера вечером 51-й международный фестиваль рекламы Cannes Lions чествовал самых креативных участников конкурсов Media Lions и Lions Direct. На церемонии и последовавшим за ней ужином побывал обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин

Репортаж третий. 23 июня.

"Здесь даже бомжи не пахнут!.." Катя Винокурцева, моя коллега из журнала "Компания", проводила восхищенным взглядом прошелестевшего мимо нас вдоль по набережной живописного клошара. Его кудри, одежды и пожитки развевал мистраль... Ну да, в легендарном фестивальном городке порой встретишь сирых и убогих, они не похожи на московских бродяг, но помойка она и на Лазурном берегу помойка... Хотя человеку, попавшему в Канны впервые, можно простить этот восторг по любому поводу: здешняя атмосфера сама по себе всегда приятна и романтична, а если прибавить к ней сумасшедшую фестивальную жизнь… Эх, почему в сутках только 24 часа!

Не устаю повторять, что Cannes Lions оставляют впечатление огромного шведского стола, где все-все-все или почти все хочется попробовать, но при этом ясно понимаешь, что желудок не резиновый…

Вот вчера, например, в одно и тоже время (между 16.30 и 18.30) я рассчитывал побывать в трех местах: в отеле Majestic на презентации организуемого австралийцами рекламного конкурса Young Guns; на семинаре британской Design Business Association, где рассказывали о том, как благодаря талантливому дизайну добились мирового успеха брэнды French Connection и Cadbury Schweppes; и на конкурсном показе роликов. А в итоге… смотрел выставку финалистов конкурса Press&Outdoor: затягивает, не оторвешься!

Мой вчерашний рабочий день начался в половине девятого утра, с завтрака с известным бразильским режиссером рекламы Джоано Даниэлем Тихомироффым (Joao Daniel Tikhomiroff). Об этой встрече мои друзья договорились заранее, прочитать интервью можно будет в ближайших выпусках "Лиги чемпионов". А пока лишь скажу, что Тихомирофф, как вы уже догадались, имеет русские корни по отцовской линии; в 2002 году выходящий в Чикаго журнал Creativity включил его в "десятку" лучших мировых режиссеров; на его счету 39 "Каннских Львов", и по фестивальным наградам Джоано занимает среди своих коллег второе место в мире. Нехило?!



Джоано к завтраку немного опаздывал, и я в эти минуты общался с его сыном 29-летним Мишелем (Michel Tikhomiroff), который тоже рекламный режиссер (яблоко от яблони!), и в прошлом году завоевал в Каннах своего первого золотого "Льва". Кстати, победы на Cannes Lions принесли моим собеседникам немало новых клиентов (это к вопросу: зачем нужно участвовать в фестивалях). И, между прочим, бразильцы выставили в этом году в Каннах (во всех номинациях) 1 978 работ (больше только США - 2 660).

И пока Тихомирофф-младший рассказывал о себе и о своем талантливом отце, я заметил, что буквально за соседним столиком дает интервью нынешний президент большого Каннского жюри Пьюиш Пандей (Piyush Pandey) и немедленно переквалифицировался в папарацци!



49-летний Пьюиш Пандей, креативный директор бомбейского отделения Ogilvy&Mather, первый за всю историю Каннского фестиваля президент жюри из Азии. В родной Индии, где рекламистам работать весьма непросто - в стране говорят на 22 языках и наречиях, он считается рекламным гуру. За последние два года при его участии агентство выиграло 8 "Львов". В прошлом году, к примеру, многие запомнили его плакат против пассивного курения ("Second-hand smoke kills"), на котором ковбой склонился на своей дохлой лошадью…

И когда, распрощавшись с журналисткой, господин Пандей, улыбаясь в роскошные усы, проходил мимо нас, я не удержался, вскочил из-за стола и задал один-единственный вопрос: "Вы что-нибудь когда-нибудь о русской рекламе слышали?" Индус не удивился. "Признаюсь вам честно: мало. Но я был бы рад узнать о ней. И будет прекрасно, если найдется человек, который займется моим обучением! - пошутил Пандей, а после добавил вполне серьезно, - Может быть, в четверг, на русской вечеринке?.."

Завтра утром жюри конкурсов печатной и наружной рекламы, которое, как и жюри конкурса фильмов, возглавляет г-н Пандей, объявит журналистам имена победителей (россиян в нем не будет, поскольку никто не вышел в финал), вечером в Palais des Festivals пройдет церемония награждения. А пока эти же самые судьи выбрали лучших молодых креаторов. Напомню, что командам предстояло сделать плакат и/или сайт по заданию Global Business Coalition in Europe, а тема касалась участия международных корпораций в борьбе со СПИДОм.

Увы, российская пара Ирина Бажанова и Виталий Шепелев в тройку победителей не попала. Более того, как рассказала мне со смехом сама Ирина, ребята умудрились сделать работу почти один в один похожую на еще три плаката! То ли идеи в воздухе витают, то ли молодые творцы из разных стран мыслят стереотипами. "Мы были почти близки к победе…" - грустно заметил дизайнер Виталий Шепелев, который на этом конкурсе представлял нашу страну уже в третий раз. Но "почти близки" - это еще не победа...





Сегодня праздник на улице итальянцев - у них "золото", американцев и турков.

1 место - Италия

2 место - США

3 место - Турция

Лучший веб-сайт сделала португальская команда.

В этом году на Каннском фестивале целых три церемонии награждения, ведь конкурсных номинаций много. И одна из раздач слонов, точнее, "Львов", состоялась вчера вечером. Свои аплодисменты сорвали авторы лучших работ конкурсов медиа и директ-маркетинга.
Список победителей и финалистов доступен на официальном сайте www.canneslions.com.
И по поводу каждой из победивших работ вполне можно написать отдельную статью.

Допустим, Гран-при конкурса креативного использования медиа-носителей получили чилийские рекламисты из агентства OMD Santiago. Для своего клиента - пива Cristal - они придумали такую идею: в демонстрировавшийся по местному ТВ фильм "Звездные войны" были вмонтированы кадры, где герои… держали в руках это самое пиво. И как только персонаж получал в руки бутылку (логотип показывали на весь экран), так сразу начинался рекламный блок. То есть, грубо говоря, рекламисты влезли в фильм, но при этом подмигнули зрителям, что как бы игра, что уже начинается реклама. Ничего не могу сказать по поводу авторских прав на подобный поступок (этот вопрос мы, кстати, обсуждали с Александром Алексеевым и Александром Можаевым из московского McCann, с которыми вместе разбирались в конкурсных работах). Но, как утверждают авторы идеи, аудитория и потребителей пива, и телезрителей выросла. О рекламной оригинальности (это же не обычный продакт плейсмент, это появление продукта в уже давно снятом фильме) много говорили СМИ. Сейчас креаторы из Сантьяго хотят подобным образом "поработать" еще с несколькими фильмами - "Гладиатором" и "Красотой по-американски".





Вообще оригинальных, хотя и небесспорных идей на нынешнем фестивале замечено немало. Описывать плакаты и ролики - занятие абсолютно неблагодарное, их лучше увидеть. И опережая ваши вопросы, вежливые просьбы и бесцеремонные требования ("Картинки давай!"), должен сказать, что, к сожалению, фотографировать плакаты на стендах запрещено, за этим следят специально обученные люди, а электронные копии организаторы пока не дают. Надеюсь, по окончанию фестиваля, в финальном репортаже, который выйдет в понедельник или во вторник, мы сможем показать работы-победители. Наберитесь терпения. Оставайтесь с нами!


За организацию поездки редакция благодарит Ассоциацию коммуникационных агентств России (АКАР) и рекламную группу Depot WPF.