Чаще летать друг к другу договорились США и КитайКитай и США решили открыть свои авиарынки друг для друга. К 2010 г. число авиакомпаний, летающих между двумя странами, вырастет более чем в два раза, а количество совершаемых ими рейсов в пять раз. Сейчас согласно прежнему межправительственному соглашению от 1999 г. авиасообщение между двумя странами осуществляют четыре китайские и четыре американские авиакомпании. В совокупности авиакомпании каждой страны совершают по 54 рейса в неделю. Китайские авиаперевозчики могут летать в 12 городов США, а американские в пять городов Китая. По новому соглашению, достигнутому в пятницу в Вашингтоне, через шесть лет по девять авиакомпаний каждой из стран будут летать через Тихий океан. До конца этого года США могут назвать одного нового грузоперевозчика, который сможет летать в Китай. А Китай, в свою очередь, может назначить одну новую пассажирскую либо грузовую компанию, которая начнет поддерживать сообщение с Соединенными Штатами. Затем каждая страна сможет добавлять по одному грузовому или пассажирскому авиаперевозчику в 2005, 2006, 2008 и 2010 гг. Китай и США договорились, что их авиакомпании смогут совершать рейсы в любой город другой страны. Соглашение предусматривает, что к 2010 г. число еженедельных рейсов в каждую страну возрастет до 249. Из новых рейсов 111 придется на грузовые и 84 на пассажирские. До конца этого года должно быть введено по 14 пассажирских и 21 грузовому рейсу с каждой стороны. Это соглашение признает крайне важную роль коммерческой авиации в стремительно развивающихся американо-китайских торговых отношениях, подчеркивает министр транспорта США Норман Минета. Оно представляет гигантский шаг по пути создания международной авиатранспортной системы, которая бы отвечала потребностям нового мирового рынка. США крупнейший импортер китайских товаров, а Китай самый быстрорастущий экспортный рынок для США. Товарооборот между двумя странами скакнул в десятки раз с $4,8 млрд в 1980 г. до $170 млрд в 2003 г. несмотря на нынешний ограниченный объем авиасообщения. В число американских компаний, летающих сейчас в Китай, входят United Airlines, Northwest Airlines и грузовые перевозчики FedEx и UPS. Грузовые перевозчики FedEx и UPS называют Китай своим регионом роста и собираются увеличивать присутствие в нем. Они намерены бороться за рейсы, которые будут введены до конца этого года, и создавать в Китае свои региональные центры, за что в 2007 г. они могут получить право полетов в Китай в режиме свободного неба. FedEx даже планирует перенести свой региональный центр на Филиппинах на юг Китая. Пассажирские авиакомпании American Airlines, Delta и Continental Airlines, которые имеют шанс получить доступ на рынок Китая в следующем году, уже заявили о таких намерениях. American Airlines, например, хочет осуществлять полеты между Чикаго и Шанхаем. (DJ, 18.06.2004, WSJ, 21.06.2004, Олег Митяев) Ведомости |