18.06.2004


Структура Shell станет проще


Январский скандал со снижением Royal Dutch/Shell своих запасов заставил ее акционеров требовать изменений в структуре руководства компании. В ответ Shell обещает объединить два совета директоров в один и отменить приоритетные акции, которые позволяют менеджерам не пускать в совет директоров нежелательных для них персон.


Royal Dutch/Shell – третья по величине нефтегазовая группа в мире. Чистая прибыль группы в 2003 г. составила $12,5 млрд, выручка – $202 млрд. Активы группы распределены между двумя материнскими компаниями – голландской Royal Dutch Petroleum и британской Shell Transport and Trading. Доля этих публичных компаний в активах группы составляет 60% и 40%. В январе Shell объявила о снижении на 20% (3,9 млрд баррелей) доказанных запасов нефти и газа. Затем в течение 2004 г. общий объем снижений запасов дошел до 4,85 млрд баррелей. Из-за этого скандала свои посты потеряли высшие руководители группы, в том числе председатель комитета управляющих директоров Филипп Уоттс. Сейчас дело о снижении запасов Shell расследуют Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), Минюст США, британский и голландский финансовые регуляторы.

Крупные акционеры Shell — американец Найт Винке и калифорнийский пенсионный фонд Calpers в письме в FT в среду призвали ее предоставить больше информации о предложениях ее рабочей группы по усовершенствованию структуры и управления компании. В противном случае они пригрозили задать сложные вопросы на общих собраниях акционеров, которые состоятся 28 июня.

Ответ не заставил себя ждать. Вчера Shell выпустила пресс-релиз, из которого следует, что рабочая группа рассматривает возможность упрощения управления. В релизе указывается, что в качестве одного из вариантов рассматривается переход от двух советов директоров к одному. Другим заинтересовавшим инвесторов предложением стала вероятная отмена Royal Dutch Petroleum своих приоритетных акций, предоставляющих менеджменту право вето. Результаты исследований рабочей группы предполагается представить советам директоров в ноябре 2004 г., а общим собраниям акционеров — в 2005 г.

Shell управляется двумя отдельными советами директоров с момента их слияния в 1907 г. Идея перейти единому высшему органу, как у всех современных компаний, представляется аналитикам здравой. “Единый совет директоров с одним руководителем будет самым легким решением и придаст стратегии [компании] больше ясности”, — сказал Bloomberg Корн ван Цейл из голландской SNS Asset Management. Но он сомневается, что этого достаточно. “Станет ли создание единого совета решением всех внутренних проблем компании, которые, по моему мнению, происходят из [корпоративной] культуры?” — вопрошает он.

Отменить приоритетные акции Royal Dutch Petroleum ее акционерам могут предложить лишь в 2005 г. Выпущенные в свое время в количестве 1500 штук, они контролируются наблюдательным советом и советом директоров компании. Эти бумаги позволяют менеджерам заблокировать назначение в советы нежелательных представителей. По признанию самой компании, ее приоритетные акции являются средством против враждебного поглощения. Как сказал “Ведомостям” аналитик Commerzbank Securities в Лондоне Джон Ригби, сейчас капитализация Royal Dutch Petroleum имеет такие размеры, что враждебного поглощения можно не опасаться и большой необходимости в таких акциях нет.

Однако акционеры будут требовать от англо-голландской группы все большей открытости. “На Royal Dutch/Shell давят, чтобы она провела преобразования, и при этом очень крупные, — заявил Bloomberg аналитик британского Investec Henderson Crosthwaite. — И они не успокоятся, пока не получат того, чего хотят”. (Использованы материалы FT.)



Ведомости