Отвечать придется дистрибьюторам за восстановление продаж ВБДСергей Рыбак Утратив первую позицию на национальном соковом рынке, былой лидер отрасли компания Вимм-Билль-Данн занялась реформой системы дистрибьюции и освежением имиджа своих основных марок. Аналитики и конкуренты считают, что реформа назрела, но восстановление рыночных позиций ВБД зависит в большей степени от того, насколько успешными окажутся рекламные кампании основных марок производителя. Сейчас выпускаемые Вимм-Билль-Данном соки продают в Москве пять дистрибьюторских компаний Твой сок, Царь-град, Локинг, Вим-Торг и Кред-Вит, сообщил Александр Малютин, руководитель сокового направления компании. Между тем в конце прошлого года продажей соков былого лидера рынка занимались 10 крупных дилеров. Каждый из пяти оставшихся дистрибьюторов контролирует продажи соков на отведенной ему территории. Вимм-Билль-Данн требует от оставшихся дистрибьюторов повысить к концу года представленность своей продукции сейчас целая линейка соковой продукции ВБД продается в 30% столичных магазинов, партнерам компании предписано увеличить эту долю до 60% и добиться того, чтобы соки продавались не дешевле определенной цены для J7 эта граница определена в 30 руб. при поставке в магазин. Позднее подобная схема дистрибьюции должна быть внедрена и в других городах. Кроме того, компания изменила дизайн упаковки своих основных соковых марок и ввела несколько новых типов упаковки; основную марку среднеценового сегмента J7 начали разливать в ставшую популярной в последнее время среди потребителей упаковку с отвинчивающейся крышкой. Наши конкуренты в прошлом году первыми вводили новые виды упаковки и проводили агрессивную рекламу, признает Александр Малютин. Мы берем инициативу в свои руки. Эти меры, как надеются в ВБД, должны привести к прекращению падения продаж к осени этого года. В I квартале этого года ВБД потерял лидерство на соковом рынке после того, как продажи сократились на 12,8% до 103 800 т по сравнению с тем же периодом прошлого года. По итогам прошлого года, согласно оценке российского Сокового союза, ВБД и два его крупнейших конкурента Мултон и Лебедянский консервный завод контролировали равные доли национального рынка соков по 25,5%. Независимые аналитики и конкуренты называют предпринимаемые руководством компании меры необходимыми, однако сомневаются в том, что они приведут к гарантированному успеху. Президент дистрибьюторской компании Твой сок Бахрам Махмудов полагает, что сокращение числа дистрибьюторов благоприятно скажется на продажах J7 и других соков ВБД в столице, потому что меньшему числу дилеров проще удерживать цены на одинаковом уровне. А вот Александр Критский, гендиректор Мултона (соки Добрый), полагает, что успех ВБД зависит прежде всего от рекламы. Более или менее похожие системы дистрибьюции работают сегодня у всех игроков. Главное, насколько успешно они проведут свои рекламные кампании, ведь [покупка или непокупка] того или иного брэнда сегодня больше зависит от имиджа марки, говорит Критский. Аналитик инвестиционной компании НИКойл Марат Ибрагимов полагает, что Вимм-Билль-Данн сумеет справиться с падением продаж. Они практически не занимались изменением упаковки несколько последних лет и сильно отстали от конкурентов, говорит Ибрагимов. А Александр Свинов из Альфа-банка, как и Критский, связывает успех или неуспех сокового проекта с новыми рекламными кампаниями. Ведомости |