Автолюбителям придется потратиться. Московские АЗС грозят в июне повысить цены на 8-12проц.Александр Тутушкин Олег Митяев Москве и Московской области грозит новое удорожание бензина. Только в этом месяце столичные АЗС грозятся повысить цены на свою продукцию на 8-12% в зависимости от марки. Эксперты прогнозируют, что цены остановятся только к осени, когда спрос на топливо снизится. Впрочем, заправщики не исключают, что бензин перестанет дорожать раньше если потребители не смогут покупать его по новым ценам. Как рассказал Ведомостям исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергиенко, на этой неделе в регионе прошло очередное повышение оптовых цен на топливо. Бензин марки Аи-92 подорожал с 13 125 руб. до 13 400 руб. за тонну, Аи-95 с 14 150 руб. до 14 300 руб. за тонну. При этом, отмечает собеседник Ведомостей, рост оптовых цен идет непрерывно с начала марта и составляет примерно 100-300 руб. за тонну в неделю. Между тем розничные цены с третьей декады апреля практически стояли на месте и только месяц спустя повысились на 15-20 коп. за литр. Теперь же, говорит Сергиенко, запас прочности у розницы иссяк, и торговцы начинают повышать цены. По его оценке, в течение этой недели низкооктановый бензин на столичных заправках подорожает на 40 коп. за литр (на 4%), а высокооктановые на 30 коп. (на 2,5%). По данным центра исследования нефтяного рынка Кортес, с начала мая мелкооптовые рыночные цены в Москве и области уже выросли: на низкооктановые бензины на 3,4%, на Аи-92 на 6,7% и на Аи-95 на 6,3%. Сотрудник Кортеса отмечает, что объемы нефтепродуктов на нефтебазах, закупленные еще в апреле по менее высоким ценам, закончились, поэтому вслед за оптовыми ценами будут повышаться и розничные. Григорий Сергиенко говорит, что оптовые цены на нефтепродукты растут из-за дефицита топлива и высокой стоимости нефти на внутреннем рынке. Если в конце апреля тонна сырья стоила 3350-3500 руб., то через месяц уже 3900-4300 руб., говорит глава МТА. Это результат безудержного роста экспорта. Об этом же говорит и представитель Московской нефтегазовой компании (контролирует Московский НПЗ и сеть АЗС в Москве). Он напоминает, что за прошлый год Транснефть увеличила мощности нового экспортного маршрута Балтийской трубопроводной системы с 12 млн т до 42 млн т. Собеседник Ведомостей также напоминает, что в весенне-летний сезон значительно улучшились условия для экспорта нефти железнодорожным и водным транспортом. На фоне очень высоких мировых цен это породило дефицит нефти на внутреннем рынке, говорит он. По мнению собеседника Ведомостей, поскольку снижения мировых цен пока не предвидится, цены будут расти и дальше, пока не натолкнутся на потолок платежеспособного спроса. Возможно, он уже близок, говорит представитель МНГК. В мае мы повысили цены на своих заправках примерно на 30 коп., но на некоторых из них после этого упал объем продаж. Пришлось пойти на некоторое снижение. А по оценкам МТА, цены на низкооктановый бензин могут в июне возрасти на 12,3%, на Аи-92 на 8,7%, а на Аи-95 на 8%. Сейчас литр топлива этих марок в среднем по Москве стоит 9,75 руб., 12,64 руб. и 13,64 руб. соответственно. Аналитик Тройки Диалог Валерий Нестеров также говорит, что цены на бензин растут из-за увеличения экспорта нефти и сезонного повышения спроса на нефтепродукты. Рост цен, по его мнению, прекратится осенью. Но Нестеров также указывает на психологический фактор: доходы у людей растут, но тратить они склонны столько же, сколько и прежде. Именно поэтому, говорит эксперт, многих американцев повергла в шок цена в $2 за галлон. Но если они учтут фактор инфляции и посчитают все в чистых долларах, то поймут, что платят за бензин меньше, чем 20 лет назад, полагает эксперт. ВЫГОДНЫЙ БИЗНЕС Нефть и нефтепродукты дорожают и в США. 24 мая биржевые цены в Нью-Йорке достигли исторических максимумов: фьючерсы на нефть подорожали до $41,72 за баррель, а фьючерсы на бензин до $1,46 за галлон. Цена на нефть по сравнению с концом прошлого года выросла примерно на 25%, а на бензин более чем на 50%. Сейчас НПЗ США получают самые большие прибыли за последние 15 лет. По мнению аналитиков, это стало результатом сокращения нефтеперерабатывающих мощностей, произошедшего из-за крупных слияний в нефтяном секторе в 1990-х гг. Число американских НПЗ упало за последние 20 лет примерно на две трети до 150 заводов, а их общая производительность снизилась с 19,78 млн баррелей в день в начале 1990-х гг. до менее 18 млн баррелей. При этом американские НПЗ вряд ли способны направить крупные инвестиции в расширение производства, так как они уже потратили $20 млрд на модернизацию из-за ужесточившихся экологических норм. Ведомости |