Тенденции мировой прессы: объемы рекламы растут, а тиражи сокращаютсяВ обзоре, представленном более 1,300 издателям и редакторам из 88 стран мира на 57-м Всемирном газетном конгрессе и 11-м Всемирном форуме редакторов в Стамбуле, Турции, говорится, что: - Совокупные рекламные доходы газет выросли в 2003 году по отношению к предыдущему году на 2%; по прогнозам, стабильный рост доходов сохранится до 2006 года. «2003 год стал еще одним годом значительных перемен и трудных решений для газет, - отметил Timothy Balding, генеральный директор WAN. – Давление на газетные тиражи сохранялось, однако газеты продемонстрировали большую готовность, чем когда-либо, к новаторству и экспериментам в реализации стратегий завоевания новых читателей. Идя навстречу своим читателям, многие газеты в разных странах мира изменили свои форматы; многие другие все еще изучают возможности, открываемые переходом на компактный формат. Множество газет стали выходить в полном цвете, что пошло на пользу не только рекламным, но и редакционным материалам. Существуют доказательства того, что Интернет-проекты газет привлекают новые аудитории. Наконец, рост числа бесплатных пассажирских ежедневок помогает печатной прессе расширить охват молодого поколения». В новом выпуске обзора, ежегодно публикуемого WAN с 1987 года, представлена информация по всем странам, где издаются газеты – всего по 208 странам, что на 74 больше, чем в прошлом году. В обзоре представлены не только всеобъемлющие данные о глобальном газетном рынке, но и множество необычных и интересных фактов о газетах: - Хотя уровень грамотности в Афганистане составляет всего 20%, в 2002 году здесь издавалось порядка 265 газет, 150 из которых распространялись в столице страны Кабуле. В Обзоре «Тенденции мировой прессы – 2004» представлены следующие данные: Тираж - Из 15 стран «старого» ЕС в 13 наблюдалось сокращение тиража как по сравнению с 2002 годом, так и за пять лет с 1999 года. В целом по 15 странам тираж сократился за год на 2.2%, а за пять лет – на 5.9%, или на 1,415,000 и 4,507,000 экземпляров, соответственно. - Две страны, где в 2003 году был отмечен рост тиража, это Бельгия (0.2%) и Испания (0.1%). Сокращение тиража наблюдалось в Австрии (1.2%), Дании (3.7%), Финляндии (1.7%), Франции (1.51%), Германии (3.0%), Греции (1.0%), Ирландии (7.8%), Италии (1.7%), Люксембурге (2.4%), Голландии (2.5%), Португалии (4.03%), Швеции (0.1%) и Великобритании (4.7%). - За 1999-2003 гг. сокращение тиражей зафиксировано в Австрии (12.9%), Бельгии (5.5%), Дании (9.6%), Финляндии (2.7%), Франции (4.98%), Германии (8.1%), Греции (8.0%), Ирландии (3.8%), Люксембурге (7.12%), Голландии (6.2%), Португалии (16.76%), Швеции (1.3%) и Великобритании (3.4%). Увеличение тиража за пять лет отмечено в двух странах – Италии (0.1%) и Испании (0.6%). - В странах, вступивших в ЕС в 2004 году, общее сокращение тиража за 2003 год составило 2.3%. За пять лет с 1999 года тираж сократился на 2.8%. - Что касается других европейских стран, в Исландии в 2003 году тиражи газет сократились на 7.79%, а за пять лет на 23.08%; в Норвегии тиражи сократились на 2.9% за год и 6.4% за пять лет; в Швейцарии – на 2.1% за год и 6.2% за пять лет; и, наконец, в Турции – на 23.2% за год и 42.7% за пять лет. - По предварительным данным, предоставленным Американской газетной ассоциацией (NAA), тираж американских ежедневных газет оставался в 2003 году стабильным, а за пять лет сократился на 1.42%. - В Японии тиражи газет сократились в 2003 году на 0.67%, а за пять лет на 2.60%. - В Китае тиражи газет выросли за год на 4.17%, а за пять лет – на 35.69%. - Китай может похвастать самым большим совокупным ежедневным тиражом газет – он превышает 85 млн. экземпляров. За ним следуют Индия (более 72 млн.), Япония (70,339,000 экз.) и США (55,185,000 экз.). - В России быстро растет число ежедневных изданий. Если в 2001 году их было 222, то в 2003 году их стало уже 428 – т.е. почти в два раза больше. - В Латинской Америке сокращение тиражей газет в Бразилии составило за год 10.7%, за пять лет 7.2%; в Коста-Рике тиражи за год сократились на 3.1%, а за пять лет на 2.4%. Хуже всего дела обстояли в Уругвае – в 2003 году тиражи газет сократились здесь на 26.6%. - Тираж газет Индии вырос в 2003 году на 9.16%, а за пять лет на 23.21%. В Сингапуре газетные тиражи сократились за 2002 год (более поздние данные отсутствуют) на 0.5%, а за пять лет на 0.6%. В Малайзии газетные тиражи увеличились в 2002 году на 4.1%, а за пять лет на 9.7%. - В Австралии тиражи газет сократились в 2003 году на 0.79%, а за пять лет на 4.4%; в Новой Зеландии тиражи за год сократились на 0.8%, а за пять лет на 5.3%. - Норвежцы и японцы остаются самыми активными покупателями газет – 684 и 646.9 экз. на тысячу в день, соответственно. Третье место занимает Швеция (590 экз.), и четвертое – Финляндия (524.2). - В Японии выпускаются 20 из 100 самых тиражных газет мира. Второе место занимают США (18), а третье Китай и Индия (по 16). Читательская аудитория Реклама - В «старом» ЕС рекламные доходы газет выросли в 2003 году на 2%, а за пять лет – на 4.5%. Девять из 13 стран, предоставивших данные за 2003 год, заявили об увеличении доходов от рекламы: Австрия (1.9%), Бельгия (16.7%), Дания (4.2%), Финляндия (1.9%), Германия (2.8%), Греция (54.3%), Люксембург (4.6%), Голландия (14.2%) и Великобритания (0.7%). - Сокращение рекламных доходов отмечено во Франции (3.6%), Италии (0.5%) и Испании (27.5%). В Швеции рекламные доходы остаются неизменными из года в год. - За пять лет рекламные доходы выросли в восьми из 13 стран ЕС, предоставивших соответствующие данные: в Австрии (0.8%), Бельгии (22.6%), Дании (12.8%), Греции (32.7%), Италии (7.1%), Люксембурге (25.2%), Голландии (6.9%) и Великобритании (7.3%). - В странах, вступивших в ЕС в 2004 году, рекламные доходы выросли за год в шести из семи стран, предоставивших свои данные, а в целом на 11.4%. Роста доходов отмечен в Польше (44.7%), Чехии (6.1%), Словакии (23.1%), Венгрии (11.3%), Эстонии (12.5%) и Латвии (5.2%). В Литве доходы сохраняли стабильность. - За пять лет рекламные доходы выросли в регионе на 24.6% за счет шести стран – Польши (102.9%), Чехии (51.9%), Словакии (69.8%), Венгрии (42.5%), Эстонии (25.4%) и Латвии (24.9%). В Литве рекламные доходы за пять лет сократились на 11.1%. - В США рекламные доходы газет выросли в 2003 году на 1.9%, а за пять лет сократились на 2.9%. В Японии рекламные доходы сократились на 1.0% и 8.5%, соответственно. - В Китае рекламные доходы газет выросли за год на 11.7%, а за пять лет на 87.0%. - В России рекламные доходы газет выросли в 2003 году на 17%. - В Латинской Америке в 2003 году рекламные доходы выросли на 4.5% в Бразилии, за пять лет на 11.4%. В Чили рекламные доходы выросли в 2003 году на 5.2%, а за пять лет сократились на 10%. В Уругвае рекламные доходы газет выросли за 2003 год на 16.5%. - В Турции рекламные доходы сократились за год на 6.2%, а за пять лет – на 26.15% (в фиксированных ценах). - Хотя на многих рынках наблюдается рост рекламных доходов, доля газет на мировом рекламном рынке сократилась с 31.2% в 2002 году до 30.8% в 2003. Тем не менее, газеты остаются вторым по значимости рекламным медиа, уступая лишь телевидению, на которое в 2003 году приходилось 38.8% глобальной рекламы. - В шестнадцати странах доля газет на рекламном рынке в 2003 году выросла. Это Аргентина, Бельгия, Чили, Чехия, Финляндия, Германия, Гонконг, Исландия, Ирландия, Малайзия, Голландия, Перу, Польша, Румыния, Сербия и Черногория, ЮАР. - За пять лет рекламная доля газет выросла так же в 16 странах: в Аргентине, Китае, Гонконге, Исландии, Индонезии, Ирландии, Кувейте, Ливане, Малайзии, Бирме, Пакистане, Румынии, России, Сербии и Черногории, ОАЭ и Великобритании. Интернет - Доходы от Интернет-рекламы превысили в 2003 году 10 млрд. долларов США; предполагается, что к 2006 году их объем превысит 13 млрд. Стабильный рост доходов от Интернет-рекламы продолжается с 1999 года, когда доходы составляли чуть больше 5 млрд. долларов США. - В США и Канаде рост доходов от Интернет рекламы составил в 2003 году 7%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе 11%, и в Европе 5.9%. - Исследование WAN в области онлайновой классифицированной рекламы выявило существенные расхождения между представлениями об Интернет-рекламе и реальностью. Опрошенные в ходе исследования издатели утверждали, что первой в Интернет перекочует печатная реклама вакансий, в то время как на сегодняшний день лидерство в этом занимает реклама автомобилей, которая приносит львиную долю доходов от онлайновой классифицированной рекламы. Бесплатные газеты Помимо подробной информации по каждой из стран, в издании представлены сведения по не-ежедневным изданиям, которые на некоторых рынках демонстрируют более внушительные результаты, чем ежедневные газеты; прогнозы затрат на рекламу в газетах и журналах, а также общих рекламных затрат на 2004, 2005 и 2006 гг.; тенденции занятости, форматов и розничных цен на ежедневные газеты; сведения о возможностях цветной печати; данные о медиа-потреблении, доходах от макетной и классифицированной рекламе, розничного распространения и подписки; данные о ведущих изданиях каждой из стран, ведущих рекламных сегментах и крупнейших рекламодателях; данные о налоговых ставках, субсидиях, ограничениях на владение и пр.
ГИПП |
||