31.05.2004

Российские рекламисты победили в Матери городов русских!



      В ночь с пятницы на субботу завершился 5-й Киевский международный фестиваль рекламы. Очевидец этого события - обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин - о плюсах и минусах "полуюбилейного" смотра.

 


      Начну с главной интриги фестиваля. Среди трех работ, претендовавших на Гран-при КМФР, оказался ролик "Братья", за который компания Вимм-Билль-Данн рассчитывает вскоре отхватить золотого "Каннского льва". Ни для кого не секрет, что руководство ВБД еще в прошлом году объявляло тендер на лучшую идею ролика, способного выиграть "льва" высшей пробы. То есть конкурс на "чисто конкретно" фестивальную работу (что вообще-то нонсенс), не сильно переживая: будет ли она продавать, да и вообще - появится ли в эфире? Ну, у богатых, как известно, свои причуды... Дождемся 25 июня, и все узнаем. Однако в столице незалежной Украины рекламе молока "Кубанская буренка", поданной в стиле "рашен сам себе страшен" (определение принадлежит одному из авторов идеи - Андрею Амлинскому), пришлось довольствоваться лишь первым местом в своей категории. В борьбе за звание "лучшая работа конкурса телевизионной рекламы" "Братьев" обошла "Нива Шевроле" (прошлогодний ролик "Белая линия", Leo Burnett Москва, получивший уже "золото" на Golden Drum и ММФР). А единственный главный приз фестиваля международное жюри отдало латвийскому "Самолету" (McCann-Erickson Riga).


 


Leo Burnett Москва



      Интрига с "Братьями" заключалась еще и в том, что ролик выставляло на конкурс московское BBDO, а его президент и творческий директор Игорь Лутц был в Киеве сопредседателем главного жюри. Согласитесь, как-то не очень ловко отдавать пальму первенства работе, среди авторов которой значишься ты сам. И мудрый Лутц, очевидно, в предвкушении триумфа на набережной Круазетт, не стал лоббировать своих "Братьев"…
     
      Победивший рижский ролик тоже, можно сказать, русский. Я имею в виду не национальную принадлежность его авторов, а сюжет и предмет рекламы. Рекламируется водка "Московская" (звучащий в финале закадровый текст - на русском языке, что, бесспорно, лишь добавляет атмосферы и достоверности). А история - прямой намек на случай с Борисом Ельциным: помните, как по дороге из Америки он не вышел из самолета в Шенноне на встречу с ирландским премьер-министром?.. Этот исторический анекдот и проиллюстрировали рижане: почетный караул на месте, оркестр уже третий раз играет марш, а из открытой двери салона никто так и не выходит... Правда, в случае с Ельциным (если верить мемуарам его охранника А. Коржакова) виной стала не водка, а случившийся с президентом России в самолете "либо сильный сердечный приступ, либо микроинсульт". Но даже если не знать этой страницы отечественной истории, ролик все равно будет понятен и в Африке. В нем есть все, что должно быть в хорошей рекламе: ясная мысль, подданная с изящной простотой и юмором.

      Подробные итоги конкурса любители статистики смогут найти на официальном сайте КМФР. Однако не откажем себе в удовольствии поздравить наших соотечественников, собравших богатый урожай. Кроме уже упомянутых BBDO и Leo Burnett, киевское "золото" получили московские агентства MADE (дважды), "Дизайн Депо" (дважды), McCann-Erickson, DDB Москва, Articul Media, томский "Мишел Мур". Среди тех, чьи работы отмечены вторыми и третьими местами: Студия Артемия Лебедева, McCann-Erickson, MADE, Magic Box, Direct Design, "Мануфактура", РАВИ, дизайн-студия X-Project. Еще несколько российских агентств - в числе финалистов.

      Отдельно выделю успех дизайн-студии Анны Мухиной из Ижевска: их фирменный стиль книжного клуба "Ча-Ща" признан лучшей работой конкурса графического дизайна и POS-материалов, а рекламная кампания этого клуба получила первое место в соответствующем конкурсе. Как видим, ни малый бюджет, ни удаленность от столиц не мешают делать талантливые работы и побеждать! 

  Россияне получили массу наград в основных конкурсных номинациях, поэтому, когда "лучшим агентством фестиваля" признается D'Arcy Украина (в этом году впервые стал присуждаться подобный приз), эту победу нельзя назвать абсолютно бесспорной. По сумме набранных баллов - да, но львиную долю этой суммы составили цифры, полученные за попадание в шорт-лист, а самое высокое достижение D'Arcy - второе место в номинации "Непрямая реклама". Но это так, к слову, чтобы сбить пафос с креативного директора этого агентства Олега Лапшина, то и дело кричавшего на церемониях награждения (их было две): "Позор! Позор!"

      Можно спорить с выбором жюри. Что, например, я и делал на пресс-конференции, поинтересовавшись у главного судьи конкурса интернет-рекламы Ивана Сухаренко, почему работы сильнейшей на пост-советском пространстве Студии Артемия Лебедева получили лишь "серебро" и "бронзу"? В распределении призов место субъективности и пристрастности найдется всегда. Но назвать сам фестиваль "позорным" нельзя ни в коем случае! По-моему, на сегодня Киевский фестиваль лучший в бывшем СССР.
     
      Среди его бесспорных плюсов:

      - Сам Киев, который чудесен в конце мая, и киевляне, которые неизменно доброжелательны (кто сказал, что Москва и москвичи в конце ноября ужасны?!). 
      - Неутомимая команда организаторов, включая президента КМФР Ирину Кузнецову и директора Максима Лазебника. -

 


Максим Лазебник


      - Серьезный конкурс: 2028 работ от 458 участников из 11 стран (в прошлом году работ было 1643, участников 427). -
      - Почти по всем номинациям - представительные жюри. 
      - До конца выдержанный стиль этого года - "первая пятилетка" фестиваля со всеми ее ностальгическими советскими атрибутами (но не унылая, как прошлогодние маринованные яблоки ММФР и не агрессивная, как предложенная для фестиваля предстоящего, а яркая, праздничная, живая).  
      - Отличные ведущие - харьковские КВНщики Глеб и Игорь, которые буквально спасли церемонию закрытия, когда возникли проблемы с техникой и какое-то время невозможно было показывать награждаемые ролики (а ведь шел прямой эфир по ТВ!)  
      - Потрясающе насыщенная программа и при этом ни одного "проплаченного" мастер-класса или нудной спонсорской лекции! В трех залах постоянно что-то происходило, и порой приходилось жертвовать обедом или возможностью поболтать со старыми знакомыми и лишь сожалеть, что невозможно оказаться везде. Но плотное расписание - один из главных фестивальных минусов. К тому же, когда на лекции один уважаемый московский гость битый час близко к тексту пересказывает теорию позиционирования Траута, тратить на это время жаль. Тем более, по иронии судьбы, в Киеве именно в это время, но в другом месте, гастролировал сам г-н Траут, и желающие могли получить все из первых рук.  
      - Интереснейший фестивальный альманах (ноу-хау КМФР).  
      - И, наконец, веселые и вкусные фестивальные вечеринки. Каждый вечер организаторы везли делегатов и гостей в новое место, и те колбасились до глубокой ночи или раннего утра.  
      
      О минусах… говорить не хочу! Многие из них организационные (к примеру, красивая, но слабая фестивальная газета, отсутствие пресс-центра, неважный звук на церемониях и т.д.), и могут быть интересны и важны разве что директору фестиваля. Главное другое: 5-й КМФР в деталях и подробностях отразил ситуацию с рекламным креативом в странах бывшего Советского Союза. Все не так ужасно, а местами даже симпатично. Так что, не вешать нос!