Привлекательная РоссияТоп-менеджеры иностранных компаний считают Россию одной из самых перспективных для инвестиций стран в Европе. Как свидетельствуют данные исследования Ernst & Young, по инвестиционной привлекательности Россия занимает 8-е место в мире, а в Европе по числу запланированных для реализации проектов уступает лишь Германии. “Обзор инвестиций в Европе”, первое исследование Ernst & Young по этому региону, основан на результатах опроса топ-менеджеров 513 европейских, американских и азиатских компаний разных секторов от относительно небольших (с годовым доходом менее 150 млн евро) до транснациональных (с доходом более 1,5 млрд евро). Опрос проводился с 23 февраля по 31 марта. Респонденты могли выбрать три привлекательные для них страны. В 2003 г. объем прямых иностранных инвестиций в мире составил $653 млрд. В предыдущие годы этот показатель снижался из-за замедления развития мировой экономики (2000 г. $1,4 трлн, 2001 г. $824 млрд, 2002 г. $651 млрд). И сейчас конкуренция между странами за сократившиеся инвестиционные потоки, по мнению авторов доклада Ernst & Young, только усиливается. Главным претендентом на иностранный капитал остается Китай 37% респондентов назвали его наиболее привлекательной страной для своих инвестиционных проектов. За ним идут США (30%) и европейские страны: Германия (19%), Великобритания, (16%), Польша (15%), а также Чехия (11%), которая делит 6-е и 7-е места с Индией. Далее следуют Россия и Франция, куда хотели бы инвестировать по 8% опрошенных. В целом Западная и Восточная Европа остаются самыми привлекательными регионами для инвестиций 68% и 57% соответственно, причем 69% руководителей западноевропейских компаний заинтересованы в реализации проектов у своих восточных соседей. Исследование E&Y очередное свидетельство того, что иностранные топ-менеджеры не оставили без внимания быстрый рост российской экономики. В последнем, сентябрьском, докладе консалтинговой фирмы A. T. Kearney, ежегодной публикующей рэнкинг инвестиционной привлекательности стран, Россия переместилась с 17-го места на 8-е. Среди компаний, опрошенных E&Y, 9% уже планируют новые проекты в России, что ставит ее на 2-е место после Германии (11%) в списке европейских стран. Марк Джарвис, партнер Ernst & Young в СНГ, говорит, что транснациональные корпорации все чаще думают об организации производства в России для обслуживания рынка СНГ, Восточной Европы, а иногда рынков Европы и Азии в целом. Появление России в рэнкинге он объясняет ее стремительным развитием. Российские аналитики в целом согласны с выводами экспертов. По мнению главного экономиста Тройки Диалог Евгения Гавриленкова, за последние пять лет иностранные инвесторы убедились, что наша экономика способна успешно расти за счет внутренних ресурсов и в нее можно вкладывать деньги. К тому же, добавляет Гавриленков, международные корпорации, работающие в Китае, сейчас диверсифицируют географию производства. В Китае выгодно производить, но не продавать страна бедная, ВВП на душу населения втрое ниже, чем в России, напоминает президент Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко. Действительно, среди руководителей компаний, работающих, например, в секторе потребительских товаров, 67% предпочитают инвестиции в страны Восточной Европы, тогда как Китаю благоволят прежде всего промышленники (50% респондентов). Правда, отмечает Гавриленков, Россия не сможет перенаправить глобальные инвестиционные потоки к себе, пока не решит извечных проблем с инвестиционным климатом. В том же Китае, поясняет он, налоговая нагрузка составляет 20% ВВП против наших 38%. Налоги играли бы десятую роль, если бы не коррупция, административные барьеры и непрозрачные правила игры, уверен главный экономист Объединенной финансовой группы Владислав Орешкин. Представители корпораций, которых E&Y назвала наиболее активными в Европе в 2003 г., уклончиво говорят о планах. У Toyota не было планов инвестировать в Россию в этом году, говорит Анастасия Кокорева из Toyota Motor. Из приоритетных европейских проектов японского автогиганта Кокорева называет заводы в Чехии и Польше, которые откроются в 2005 г. По словам Ирины Кибиной из SUN Interbrew (подразделение бельгийской пивоваренной компании Interbrew, работающее в России и на Украине), объем инвестиций в местное производство зависит от рынка. В последние годы наши заводы работают на пределе возможностей, и мы, конечно, думаем, как увеличить наши мощности. Но конкретные проекты мы не анонсируем, говорит она. Представитель General Electric Питер Стэк сказал Ведомостям, что GE проводит широкомасштабное исследование российского рынка, чтобы выяснить, какие именно товары GE могут быть востребованы. Ведомости |