26.05.2004

Российский автопром показал свою привлекательность



Отечественный автопром подводит итоги 2003 года. Два российских публичных автопроизводителя - АвтоВАЗ и "Северсталь-Авто" - показали прибыль и порадовали акционеров высокими дивидендами. Особенно отличилась "Северсталь-Авто". Компания, принадлежащая Алексею Мордашеву, направит на выплату дивидендов около 45%. Такой щедрости даже нефтяные компании себе не позволяют.

В России на сегодняшний момент две публичные компании - это АвтоВАЗ и "Северсталь-Авто", которые раскрывают финансовые и производственные результаты деятельности. Остальные производители автомобилей принадлежат узким группам собственников, которые делиться ни акциями, ни итогами своей работы ни с кем не собираются. Тем не менее даже по цифрам, что представляют общественности эти две компании, становится ясно, что производство автомобилей, несмотря на все издержки этого бизнеса, становится в России делом прибыльным и привлекательным, прежде всего для его акционеров.

В конце апреля отчитался по итогам прошлого года АвтоВАЗ. Год оказался очень успешным для лидера отечественного автопрома. В 2003 году АвтоВАЗ произвел 699 889 автомобилей, а чистая прибыль компании выросла до 4,6 млрд руб. против 700,4 млн руб. в 2002 году. На заседании совета директоров АвтоВАЗа было рекомендовано общему собранию акционеров, которое должно состояться в конце этой недели, 29 мая, принять решение о выплате годовых дивидендов по привилегированным акциям в размере 95 руб. на одну акцию, по обыкновенным акциям - 6 руб. на одну акцию. Какой объем чистой прибыли компании за прошлый год будет направлен на выплату дивидендов, из этих цифр не совсем ясно. Но, по словам председателя правления ОАО "АвтоВАЗ" Владимира Каданникова, по привилегированным акциям дивиденды составят больше 10%.

Общее годовое собрание акционеров ОАО "Северсталь-Авто", состоявшееся 21 мая 2004 года в Череповце, приняло решение о выплате дивидендов по итогам 2003 года в размере 17 руб. на одну обыкновенную акцию. Год выдался удачным и для этой компании, и предстоящая выплата годовых дивидендов станет первой в истории ОАО "Северсталь-Авто". Как заявил глава компании Вадим Швецов, консолидированная выручка "Северстали-Авто" за 2003 год, по предварительным данным, выросла на 26% и составит порядка 19,4 млрд руб. А чистая прибыль "Северстали-Авто" выросла более чем на 30% и по итогам 2003 года прогнозируется на уровне 840 млн руб.

"2003 год был удачным для обоих предприятий, принадлежащих "Северстали-Авто", - заявил "Известиям" финансовый директор компании Николай Соболев. - Ульяновский автозавод сумел увеличить показатели за счет активных поставок внедорожников за рубеж - в Афганистан, страны Средней Азии, Африку, Монголию. Успешно развивается и наш последний проект - внедорожники "Хантер". Всего компания планирует выплатить в качестве дивидендов акционерам более 375 млн руб. - это составит около половины от прогнозируемой консолидированной чистой прибыли компании по МСФО за 2003 год. Остальная прибыль пойдет на наши приоритетные проекты - строительство окрасочного комплекса и подготовку к производству модели 3163".

Однако 45% чистой прибыли немало для испытывающего проблемы с запуском новых моделей и инвестициями в производство автомобильного холдинга. Более того, это довольно большая цифра дивидендной доходности даже для компаний сырьевого сектора. Недавно Госдума была вынуждена даже принять законопроект, устанавливающий минимально возможный уровень дивидендов - 10% от размера чистой прибыли. Даже АвтоВАЗ, подавляющая часть акций которого находится под контролем менеджмента, управляющего предприятием, поскромничал с размером дивидендных выплат, ограничившись 10% по привилегированным акциям.

По всей видимости, секрет немалой дивидендной привлекательности компании кроется в структуре ее акционерного капитала. По данным "Известий", ее состав практически не отличается от структуры собственников группы компаний "Северсталь", более 80% активов которой находится под контролем бизнес-структур, близких к Алексею Мордашеву. Таким образом, большая часть из 375 млн руб. дивидендов "Северстали-Авто" вместо того, чтобы пойти на модернизацию производства на УАЗе и ЗМЗ, попадет в карман практически единоличного собственника компании.

Известия