26.05.2004

Шереметьевом будет управлять невиданный гибрид



До конца мая результаты конкурса на выбор компанией, управляющей Шереметьевом, будут пересмотрены. Обиженный победой «Альфа-групп» «Аэрофлот» практически добился того, чтобы его тоже пустили порулить крупнейшим транспортным авиаузлом России.

«Альфа-групп» и Национальный резервный банк (НРБ, эта компания владеет 30% акций «Аэрофлота») Александра Лебедева не первый год пытаются получить в управление международный аэропорт Шереметьево. Еще в начале 2002 года обе компании обращались с соответствующими просьбами в правительство и получили отказ: федеральные власти решили определять управляющую организацию через конкурс.

В прошлом году он был объявлен, а в январе текущего года стали известны его итоги. Победила «Альфа-групп». С момента объявления победителя конкурса на управление аэропортом Шереметьево прошло четыре месяца. Однако «Альфа-Шереметьево» («дочка» «Альфа-групп») еще не утверждена собранием акционеров аэропорта в качестве управляющей компании, поскольку до сих пор нет соответствующего решения премьер-министра РФ Михаила Фрадкова.

Утверждение итогов конкурса затянулось в связи с отставкой правительства Михаила Касьянова. Недовольный проигрышем глава НРБ Александр Лебедев воспользовался возникшей паузой и начал активно лоббировать отмену результатов конкурса на том основании, что в нем не были учтены интересы «Аэрофлота», который собирается собственными силами строить третий терминал аэропорта. Он даже пригрозил перенести рейсы «Аэрофлота» из Шереметьева в Домодедово. Последствия такого шага перевозчика для крупнейшего российского авиатерминала были бы катастрофическими. Новому премьеру Михаилу Фрадкову пришлось вмешаться.

Он заявил, что итоги тендера пересматриваться не будут, но он готов выслушать всех претендентов на управление Шереметьевом и принять «консенсусное решение с учетом их мнений». Несмотря на дипломатичную формулировку господина Фрадкова, это не что иное, как пересмотр итогов конкурса.

По сведениям «Газеты.Ru», встреча правительства и всех заинтересованных сторон должна была состояться во вторник, однако по неизвестным причинам ее перенесли. Министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что правительство ведет переговоры с «Альфа-Шереметьево» об учреждении единого оператора всех терминалов аэропорта, в том числе третьего, существующего пока на бумаге. В противном случае, по словам господина Левитина, возникнет ситуация, когда два терминала одного аэропорта (второй тоже под управлением «Альфы», третий – «Аэрофлота») вынуждены будут конкурировать между собой. «Это неправильно, если у нас в аэропорту два терминала, но они не работают как единое целое, – сказал министр Левитин. – Мы хотим вывести железную дорогу и подвести автомобильный транспорт, но нельзя это делать отдельно для Шереметьево-2 или Шереметьево-3».

Перенос заседания был связан с тем, что в «Альфе» еще не сформулировали условия, при которых группа согласна будет управлять Шереметьевом при участии «Аэрофлота» и НРБ. Гендиректор «Альфа-Шереметьево» Игорь Барановский заявил «Газете.Ru», что его компания всегда выступала за то, чтобы мнение ведущего российского перевозчика о дальнейшей судьбе аэропорта учитывалось, однако он не готов пока оценить инициативу Министерства транспорта.

«Этот вопрос требует отдельного обсуждения, и скоро у нас будет совещание с Фрадковым на эту тему. Изучив эти предложения (о создании совместного оператора по управлению вторым и третьим терминалом. – "Газета.Ru"), мы сможем высказать свою точку зрения», – заявил Барановский. Он отказался предположить, какова может быть схема сотрудничества двух конкурирующих компаний. Не говорят об этом и в Национальной резервной корпорации (создана для управления активами НРБ, владеющего около 30% компании «Аэрофлот»).

Однако в НРК удовлетворены настроением Минтранса. «Очень важно, что министерство подходит к решению такого сложного вопроса комплексно. Ведь и в Шереметьеве, и в «Аэрофлоте» главным акционером является государство. Кроме того, Шереметьево – базовый аэропорт для «Аэрофлота», а тот, в свою очередь, крупнейший получатель его услуг. Так что учет интересов главного авиаперевозчика страны, безусловно, важен для развития аэропорта Шереметьево, сообщили «Газете.Ru» в корпорации, отметив, что официальный комментарий последует после принятия решения Михаилом Фрадковым.

По сведениям «Газеты.Ru», премьер-министр поставит точку в обсуждении ситуации вокруг Шереметьева 31 мая на совещании с участием всех заинтересованных сторон.

Газета.RU