28.04.2004

Наружной рекламе указали место



В пятницу в Санкт-Петербурге прошла первая международная конференция «Наружная реклама больших городов», организованная Советом ассоциаций медийной индустрии и Национальной ассоциацией наружной рекламы и информации (НАНРИ). Несмотря на место проведения конференции, наибольший интерес у участников вызвали события на московском рынке «наружки». Настоящим шоком для операторов рынка стало жесткое выступление и. о. председателя столичного комитета рекламы Владимира Макарова, заявившего, что московские власти не собираются учитывать мнение рекламистов в формировании правил игры на рынке. За событиями наблюдала Анна Пушкарская.

В Москве сейчас в самом разгаре противостояние операторов рынка наружной рекламы и столичных властей, вызванное инициативой последних распределять все места под рекламные конструкции с аукционов. Рекламисты, опасаясь радикального передела рынка и появления на нем крупных инвесторов из других сфер экономики, даже написали письмо мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой скорректировать планы столичного комитета по рекламе и перевести рынок «наружки» на конкурсную основу. Однако на конференции выяснилось, что комитет своих позиций сдавать не намерен. По словам и. о. председателя Владимира Макарова, аукционы будут «безупречно подготовлены» и начнутся, если не в мае, как ранее планировал комитет, то в сентябре.

«Несмотря на попытки скомпрометировать идею аукционов, жесткая позиция московского правительства не изменится», — заявил господин Макаров, очевидно имея в виду письмо операторов мэру. Он также пообещал усилить регулирующую роль города на рынке наружной рекламы, поскольку, на его взгляд, «саморегулирование на этом рынке на данный момент — не более чем приятная тема для обсуждения перед фуршетом». В конце выступления господин Макаров выразил позицию столичных властей на рынке наружной рекламы еще более жестко. Он буквально шокировал рекламное сообщество заявлением, что город не намерен согласовывать свои решения с участниками рынка, которым придется играть по установленным администрацией правилам. «Ведь сдавая в аренду квартиру, хозяин не обсуждает условия с теми, кто хочет ее арендовать», — аргументировал господин Макаров. Расстроенные представители рекламных компаний отводили душу в кулуарах. Гендиректор News Outdoor Russia и президент НАНРИ Сергей Железняк, например, отметил, что, прежде чем переходить на аукционы, столичным властям стоило бы оптимизировать расстановку уже имеющихся в городе конструкций: «В противном случае аукционы, хотя за ними и будущее, парализуют процесс сокращения рекламы в Москве». Другие участники рынка говорили, что эмоциональное выступление господина Макарова вызвано желанием продемонстрировать лояльность курирующему наружную рекламу вице-мэру Москвы Валерию Шанцеву.

В финале конференции ее участники, не согласившись с мнением господина Макарова о призрачности саморегулирования, приняли обращение к председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову, главе Совета федерации Сергею Миронову и спикеру Госдумы Борису Грызлову. Высоких руководителей призвали «содействовать процессам саморегулирования рынка наружной рекламы». Авторы обращения отметили, что «отрасль готова взять на себя ответственность за регулирование этических проблем», но «нуждается в создании механизмов защиты инновационных вложений и обеспечении единого экономического пространства».

Реклама без никотиновой зависимости

Важным событием конференции стал первый подробный анализ российского рынка наружной рекламы, представленный главой компании «ЭСПАР-Аналитик» Андреем Березкиным. По его словам, в 2003 году объем российского рынка «наружки» составил $530 млн, которые собрали 135 тыс. носителей. Максимальный темп прироста отмечается в регионах, и любопытно, что по концентрации рекламных поверхностей Москва уступила лидерство Ставрополю, где площадь рекламных поверхностей на 1 тыс. жителей приблизилась к 70 кв. м, (это вдвое больше, чем, например, на рекламном рынке Петербурга). Крупнейшими рекламодателями наружной рекламы России по-прежнему являются производители табака, однако господин Березкин обрадовал участников рынка тем, что «никотиновая зависимость» (доля рекламы сигарет в общем объеме «наружки») пошла на спад. И в случае запрета наружной рекламы табака последствия не будут столь катастрофичными, как это прогнозировалось раньше. Так, например, в Москве доля наружной рекламы сигарет в общем объеме с 2001 года снизилась с 15% до 8%.//«Коммерсантъ»

Outdoor.Ru