28.04.2004

Чиновники снизошли до просвещения масс. Только сейчас правительство пытается объяснить людям суть пенсионной реформы



Начало реформирования пенсионной системы граждане России благополучно проспали - практически никто из чиновников не объяснил народу в 2002 году, в чем же заключается реформа. И только осенью 2003 года, когда люди стали получать уведомления из Пенсионного фонда о состоянии их накопительных счетов, большинство наших сограждан осознало, что работодатель платит за них какие-то деньги на обеспечение старости. И для многих людей тот факт, что деньги на их пенсионный счет перечисляет работодатель, и стал признаком, что реформа будет происходить не за счет граждан, а за счет обновления всех социальных отношений в нашем обществе. Но решение правительства исключить из накопительной части пенсионной реформы людей до 1967 года рождения породило у большинства людей неприятное ощущение, что государство снова народ в чем-то обмануло. Переубедить россиян чиновникам "от пенсионки" теперь вряд ли удастся.

Словесная эквилибристика Александра Починка

Демографическая ситуация в нашей стране ухудшается. Это понятно даже тем, кто не надеется до пенсии дожить. В России через 28-30 лет на одного работающего будет приходиться один пенсионер, сейчас же на каждого пенсионера приходится 1,6 работающего гражданина, заявил исполняющий обязанности министра труда и социального развития Александр Починок на конференции "Пенсионная реформа: опыт внедрения накопительных пенсионных систем" в Москве 26 апреля. По прогнозам Починка, к 50-м годам этого века население России сократится до 100 млн человек, уменьшаясь на 700 тыс. человек в год. По данным Министерства экономического развития и торговли, в 2003 году в России проживало 142,9 млн человек. Поэтому, по словам Починка, можно подсчитать, какой налог на каждого работающего человека должно установить государство, чтобы обеспечить каждому пенсионеру размер пенсии на уровне 50% от его зарплаты, как того требуют нормы Всемирной торговой организации (ВТО).

Подсчитать действительно несложно. Средняя зарплата в России сейчас, по данным Госкомстата, 4 тыс. рублей. То есть средняя пенсия должна быть не менее 2 тыс. рублей. Но тот же Госкомстат называет такую пенсию "порогом бедности". И коли уж через 30 лет каждый работающий будет платить пенсию каждому неработающему, то и налог на каждого работающего должен быть не менее 2 тыс. руб. в месяц (в цифрах 2004 года, без учета инфляции будущих лет). Поэтому так и слышится в словах Александра Починка призыв к ныне работающим гражданам - смиритесь с тем, что реформа не идет гладко, смиритесь с тем, что кого-то в ходе реформы обделят, иначе государство будет вынуждено ввести такие налоги, которые каждого работающего задавят.

За себя и за того дедушку

Смириться можно, учитывая, что никаких милостей от государства ныне работающие и так не ждали. Но кто мешал чиновникам просчитать все последствия планируемого снижения единого социального налога, из которого сейчас и платятся все пенсии и который платит за каждого работающего работодатель, до начала пенсионной реформы?

Ведь зачем-то же включали в реформу людей 1953-1967 годов рождения, зачем-то заманивали их в светлое будущее под лозунгом "Вы можете накопить на свою пенсию сами"? Видимо, потому, что молодежь традиционно не думает о пенсии, поэтому призвать к ответственности за свою судьбу можно было только людей от 35 лет и старше. Именно они первыми включились в пенсионный марафон, именно их сейчас чиновники и призывают копить на пенсию самих.

Теперь чиновникам приходится оправдываться перед этими, самыми сознательными и самыми высокооплачиваемыми работниками. Приходится вещать с высоких трибун, что, мол, если мы не лишим вас пенсионных накоплений, то всем придется платить уйму налогов, чтобы у пенсионеров была пенсия на уровне 50% от зарплаты, потому что того требуют нормы ВТО. Такое ощущение, что мы в ВТО вступаем прямо сейчас и все остальные требования ВТО у нас в стране уже выполнены, осталось только пенсии чуть-чуть увеличить.

При этом чиновники стыдливо умалчивают о таких расчетах: чтобы получать на пенсии, например, 2 тыс. рублей в месяц, вам надо платить на специальный накопительный счет те же самые 2 тысячи в течение 20 лет до момента выхода на пенсию. Это расчеты негосударственных пенсионных фондов.

Поэтому получается, что нынешнему поколению 40-летних придется платить "за себя и за того дедушку" - 2 тыс. рублей на содержание каждого пенсионера сегодня и 2 тыс. рублей на то, чтобы эти же деньги вернулись к тебе в старости. А средняя зарплата по России - 4 тыс. руб. Получается, что если арифметика Александра Починка верна, то жить населению России не на что.

Дыра не исчезнет

Согласно подсчетам экспертов Конфедерации защиты прав потребителей (КонфОП), общая сумма взносов, поступающих сейчас в накопительную часть от средних возрастных когорт (так называемого "поколения 49-летних"), в 2005 году не превысит 25 млрд рублей. Иначе говоря, она не может кардинально изменить ситуацию с выпадающими доходами Пенсионного фонда, которыми нас сейчас пугают чиновники и которые составят, по разным версиям, от 170 до 280 млрд руб.

То есть, исключая из реформы людей до 1967 года рождения, государство все равно не заткнет дыру, образовавшуюся от снижения ЕСН. Логичный, казалось бы, выход из сложившейся ситуации - погасить этот разрыв за счет дополнительных доходов бюджета от фантастически удачной нефтяной конъюнктуры - почему-то даже не обсуждается чиновниками. Но, как водится, чиновникам проще забраться в карман к соотечественникам.

Как живут пенсионеры в бывших социалистических странах Европы

В последнее время много говорится о накопительных счетах наших будущих пенсионеров. Правда, не столько о том, как они будут способствовать улучшению их жизни, сколько о том, кто и как будет распоряжаться огромными суммами. Между тем задача стоит совсем иная - увеличить пенсию в несколько раз, и как это будет делаться, пока неизвестно.

В том числе поэтому интересно посмотреть, как живут пенсионеры стран Центральной и Восточной Европы. После развала социалистического содружества все эти страны осуществили серьезные преобразования в социальной сфере - в том числе в части восстановления определенного уровня финансовой независимости социальных систем. Правда, независимость эта не может быть абсолютной - с учетом немалой безработицы и сложной экономической ситуации социальные взносы оказываются недостаточными для выплаты пенсий и социальных пособий. В этих случаях разница покрывается за счет государственного бюджета.

В области социальной защиты первое место уделяется вопросам выплаты пенсий по старости. Соотношение лиц старшего возраста с лицами, занятыми трудовой деятельностью, почти такое же или ниже, чем в странах ЕС, где один человек в возрасте 65 лет приходится на четырех работающих, - т.е. 25% по сравнению с 24,1% в Чешской Республике и 22,5% в Венгрии.

В то же время в восточноевропейских странах сохраняется анахроническая щедрость условий предоставления пенсий (с точки зрения возраста, необходимых сроков выплаты страховых взносов и стажа трудовой деятельности). Пенсионный возраст в большинстве стран составляет 60 лет для мужчин и 55-56 лет для женщин в зависимости от условий работы, а, например, в Болгарии граждане становятся пенсионерами соответственно в 52 года и в 47 лет. Кроме того, в Венгрии и Болгарии достаточно выплачивать страховые взносы 20 лет для получения права на полную пенсию.

При этом реальный уровень установленных пенсий крайне низок с учетом цен и стоимости жизни. В Словении, например, которая одной из первых вступит в ЕС, средняя пенсия составляет 69% средней зарплаты, что представляется вполне приемлемым. Однако на деле пенсионеры в среднем получают всего 325,41 евро. В Польше средняя пенсия составляет примерно 200 евро, или 45,9% средней зарплаты. В Венгрии средняя пенсия составляет менее 40% средней зарплаты и равняется 116,71 евро. В Болгарии же минимальная пенсия составляет 25 евро, а максимальная - всего 50 евро.

Хотя все реформы предусматривают создание систем второго уровня, нельзя сказать, что ничего не было сделано в плане государственных систем. Однако все сделанное негативно воспринимается общественностью. Так, в Чешской Республике пенсионный возраст повысится к 2006 году до 62 лет для мужчин и 61 года для женщин. В Венгрии пенсионный возраст достигнет к 2009 году 62 лет; в Литве он возрастет до 62,5 для мужчин и 60 лет для женщин к 2009 году.

В последние годы под давлением международных финансовых организаций все большее внимание уделяется созданию систем персонифицированного учета. Утверждается, что накопительная система волшебным образом устранит опасения населения относительно своего будущего после выхода на пенсию. Но создание подобных систем продвигается с немалыми трудностями. Так, в Польше эта система является обязательной только для лиц, родившихся после 1968 года, в Чешской Республике только 20% активного населения (один миллион человек) охвачено этой системой. Уровень охвата еще ниже в Венгрии и очень низок в Словении и Болгарии, где подобные счета имеются лишь у 6% активного населения.

Сейчас считается, что введение обязательных накопительных систем по примеру Польши и Чили устранит проблему низкого охвата населения реформой. Однако опыт Чили убеждает в обратном. Там только 50% лиц, обязанных выплачивать взносы, действительно вносят их на свои накопительные счета. При этом в странах, сравнительно недавно начавших реформы, с низкими зарплатами и высоким уровнем безработицы, всегда будет желание избежать обязательных выплат в любой форме. В Чили, где только 50% платят взносы, пенсионная система представляет бомбу замедленного действия. К тому же на административные расходы чилийской системы уходят 20-30% выплачиваемых взносов, и покрывают они только часть издержек.

В этих условиях может оказаться интересным опыт стран ЕС, где в отличие от широко распространенного мнения основная часть пенсионных выплат поступает из частных фондов. Так, "Зеленая книга" о дополнительных пенсиях в Общем рынке, выпущенная Еврокомиссией, свидетельствует, что на счет государственных пенсий сейчас приходится около 88% пенсионных выплат и основная часть выплат является результатом функционирования распределительной системы, основанной на солидарности поколений и индивидуумов. И реформы в таких странах, как Дания, Германия, Италия и Испания, сводились к приспособлению старых систем к новым реальностям, но не переходу на опыт Южной Америки и особенно Чили.

Таким образом, между пенсионными системами бывших социалистических стран и Россией есть немало общего, однако есть и немалая разница не в нашу пользу. В большинстве бывших стран социалистического содружества пенсии в несколько раз выше российских. Лучше соотношение пенсий и зарплат. Накопительные системы носят ограниченный характер и пока серьезно не сказываются на функционировании распределительной системы. И, может быть, пора нам отказаться от привычек "большого брата" и внимательно изучить опыт бывших социалистических стран в вопросах пенсионного обеспечения?

Известия