28.04.2004

Голливуд забрал себе 80проц. русских денег



Россия стала одним из крупнейших потребителей голливудской продукции. В 2003 году прокат американских фильмов в России принес киноиндустрии США $145,5 млн.

Самыми популярными стали киноленты «Властелин колец: братство кольца», кассовые сборы от которого составили $7,2 млн, «Люди в черном-2» ($6,7 млн), «Гарри Поттер и волшебный камень» ($5,5 млн), «Звездные войны. Эпизод второй: атака клонов» ($5,2 млн) и «Человек-паук» ($3,5 млн). Согласно данным Американской ассоциации кинематографии, Россия заняла 14-е место в списке из 15 стран, приносящих самые большие кассовые сборы от американских фильмов.

В этом перечне на первом месте стоит Великобритания, где прокат фильмов США принес в 2003 году $1,4 млрд, на втором месте – Франция ($1,2 млрд), на третьем – Япония ($1 млрд). Четвертое место занимает Германия ($981,7 млн), пятое – Испания ($761,2 млн).

Как считают представители Американской ассоциации кинематографии, Россия могла бы стать еще более прибыльным рынком, если бы не пираты: убытки от незаконного копирования фильмов оцениваются в России в $250 млн. За 2003 год доходы от российского проката в целом составили примерно $200 млн – на $85 млн больше, чем в 2002-м.

Если сравнивать с 1997 годом, когда доход был в 16 раз меньше ($7 млн), можно смело сказать, что российский кинопрокат идет в гору, и такому приросту могут черно позавидовать другие отрасли российской экономики.

Что касается российского кинопроизводства, то в 2003 году впервые в истории российского кино отечественный фильм собрал больше $2 млн. Этим счастливцем стал второй «Антикиллер».

Малобюджетный «Бумер» получил $1,6 млн. Это, конечно, цветочки по сравнению с любовью россиян к голливудским хитам типа рекордсмена в виде фильма «Терминатор-3. Бунт машин», который собрал $13 млн, но все же. В 2003 году установлен еще один абсолютный рекорд за всю историю российского кино: в производство запущено 120 картин, из них 46 – дебютные, 75 фильмов вышли на экраны.

Этот год примечателен еще и тем, что он знаменует собой начало интеграции России в мировое кинопространство.

С другой стороны, утверждает социолог и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, пропорционально объем сборов русского кино не увеличился: если общий доход от проката вырос на 80%, то у нашего кино как было 6% в 2002 году, так и осталось. А если учитывать, что фильмов в 2003-м снято ровно в два раза больше, чем в предыдущем, то гордиться особенно нечем. В прокатную топ-сотню вошли 7 российских картин: «Антикиллер-2», «Бумер», «Возвращение», «Даже не думай», «Благословите женщину», «Прогулка» и «Небо. Самолет. Девушка», среди них только «Бумер» и «Возвращение» вернули деньги, затраченные на производство. В 2004 году Министерство культуры обещало запустить 57 полнометражных картин, то есть по объему производства мы должны будем выйти на уровень лучших советских лет.

Несмотря на рост производительности, в целом отечественное кино продолжает оставаться убыточным. Это объясняется тем, что, во-первых, «наши кинематографисты не научились ориентироваться на перспективную аудиторию, то есть на тех, кто ходит в кинотеатры. Они работают на тех, кто смотрит телевизор», считает Даниил Дондурей, а во-вторых, в России не развит рынок сбыта, а пока не будет такового, количество товара не имеет значения. А проект «Роскинопроката» по строительству прокатной сети по всей России не будет осуществлен еще несколько лет.

Газета.RU