British Airways против субсидийКевин Доун British Airways решила помешать конкурентам из Alitalia претендовать на получение субсидий от итальянского правительства. Ожидается, что в скором времени демарш британского авиаперевозчика поддержит Lufthansa. Alitalia в 2003 г. перевезла около 22 млн пассажиров. По итогам девяти месяцев 2003 г. выручка компании составила 3,3 млрд евро, убытки - 365 млн евро. В 2002 г. чистая прибыль авиакомпании составила $97,6 млн. На нынешней неделе генеральный директор British Airways Род Эддингтон направил письмо министру транспорта Великобритании Алистеру Дарлингу, в котором выразил беспокойство по поводу возможности возобновления господдержки Alitalia. Вслед за этим письмом, как ожидается, последует аналогичное обращение нескольких авиакомпаний Европы, включая British Airways и немецкую Lufthansa, к вице-президенту Еврокомиссии Лойоле де Паласио, курирующей транспорт. Alitalia, 62% акций которой принадлежит правительству Италии, смогла получить прибыль от основной деятельности лишь однажды за последние 11 лет. Сейчас компания проигрывает в конкурентной борьбе как авиакомпаниям-дискаунтерам, так и крупным международным перевозчикам. Между тем действий по выводу компании из кризиса пока не предпринимается. Напротив, в феврале правительство Италии отклонило план реструктуризации компании из-за мощного сопротивления профсоюзов. А генеральный директор Alitalia Франческо Менгоцци был отправлен в отставку. Глава British Airways в письме министру транспорта высказывает предположение, что скорее всего новый гендиректор Alitalia "отвергнет прежний план и предпримет попытку развернуть компанию на 180 градусов, к более удобному с политической точки зрения решению". "Я полагаю, что это будет означать только одно - дополнительное финансирование со стороны государства, - пишет Эддингтон. - Он [Марко Дзаничелли] уже публично заявил, что крайне необходимые сокращения издержек и рабочих мест не будут сделаны". Между тем British Airways сама недавно завершила программу по сокращению 13 000 рабочих мест, что составляет 23% ее основной рабочей силы. По мнению Эддингтона, правительственная помощь продолжает оставаться "крупной проблемой в [авиационной] индустрии". Правда, он оговаривается, что особенно крупные суммы денег своим авиакомпаниям предоставляет правительство США. Эддингтон считает недопустимым отказ Еврокомиссии от запрета на предоставление госсубсидий компаниям. Он отмечает, что в случае с Alitalia предоставление господдержки окажет существенное воздействие на British Airways. По мнению Эддингтона, Великобритания должна взять на себя инициативу в борьбе за недопущение дальнейшей господдержки Alitalia. "Необходимо действовать немедленно, пока им еще не дали денег, - пишет он. - Опыт показывает, что ущерб [нам] будет нанесен в любом случае, независимо от того, вернут они обратно средства или нет". Последний раз итальянские власти спасали Alitalia в 1997 г. Но тогда правительство Италии обещало больше не предоставлять Alitalia ни субсидий, ни какой бы то ни было другой помощи, включая гарантии по кредитам. Другие авиаперевозчики, которые получали помощь от правительств в 1990-е гг. , например ирландская Aer Lingus и испанская Iberia, продемонстрировали, что могут сами преодолеть трудные времена, не прибегая к новым вливаниям, заявляет Эддингтон. Руководство Alitalia опровергает утверждение главы British Airways, что она обратилась за финансовой помощью к правительству. В компании заявляют, что намерены реализовывать ранее предложенный план реструктуризации. (FT, 23. 03. 2004, Олег Митяев)
|