26.03.2004

Siemens и Nokia теряют позиции. На российском рынке мобильных телефонов, считает IDC



Юрий Грановский

         Вчера исследовательская корпорация IDC опубликовала отчет о состоянии российского рынка мобильных телефонов в 2003 г. Согласно ему два прежних лидера - Siemens и Nokia - теряют рыночные позиции. Эксперты IDC считают, что Siemens все еще остается крупнейшим продавцом телефонов в России, а вот в отечественной аналитической компании Mobile Research Group (MRG) уверены в обратном.

        По данным IDC российский рынок мобильных телефонов, на котором доминируют телефоны стандарта GSM, в 2003 г. интенсивно рос: за год было продано 17 млн аппаратов, что на 89% больше, чем в 2002 г. В денежном выражении оборот розничных продаж достиг $2,4 млрд.

        По мнению аналитиков IDC, лидерство по объему поставок в количественном выражении который год подряд удерживает компания Siemens, но очень близко к ней подобралась Motorola - ее рыночная доля в 2003 г. росла очень быстро. Nokia переместилась со второго на третье место (см. таблицу). По объему продаж в денежном выражении первое место заняла Nokia, следом за ней идут Siemens и - с небольшим отставанием - Samsung Elecronics.

        После нескольких лет бурного роста российский рынок мобильных телефонов стабилизировался и стал одним из крупнейших в Европе, говорится в опубликованном вчера отчете. IDC ожидает, что в текущем году будет продано более 22 млн трубок. В отличие от остального мира, в России прошлый год не стал годом мобильного телефона со встроенной камерой: доля этих моделей не превысила 6% от общего объема продаж. Зато быстро рос интерес к цветным дисплеям - ими был снабжен каждый четвертый проданный в нашей стране телефон.

        Хотя продажи сотовых в прошлом году в штучном выражении почти удвоились, их структура по сравнению с 2002 г. почти не изменилась. Средняя розничная цена мобильного телефона осталась практически прежней и составила $142,5. Сохранился высокий спрос на самые дешевые модели. Более дорогие модели по-прежнему лучше всего продаются в Москве и Санкт-Петербурге.

        Самые значительные изменения произошли в расстановке сил производителей телефонов. По мнению IDC, Nokia и в особенности Siemens потеряли значительные доли рынка мобильных телефонов в штучном выражении, причем позиции остальных компаний из пятерки лидеров, наоборот, улучшились. "Отрицательно повлияла на рынок нехватка мобильных телефонов, отмеченная во втором полугодии, в частности - продукции Siemens и SonyEricsson" - так объясняют неудачи Siemens в IDC.

        Ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин считает, что позиции Siemens еще хуже, чем полагают его коллеги. "Siemens в прошлом году потерял не 8% , а половину своего рынка в России", - уверяет он. По мнению Муртазина, дело не только в дефиците товара. "Siemens повторял маркетинговую стратегию Nokia, не имея такого же запаса прочности. Nokia попала в кризисную ситуацию в начале года, а Siemens - в конце", - рассуждает Муртазин, поясняя, что в начале прошлого года Nokia переоценила спрос на модели среднего и высокого ценового сегмента, в результате чего у дистрибьюторов на складах скопились большие их запасы.

        Впрочем, и в Nokia, и в Siemens с выводами обеих аналитических компаний не согласны. Доля телефонов Siemens в каналах крупнейших ритейлоров страны в 2003 г. в среднем не падала ниже 25 - 26% от общего сбыта, а летом 2003 г. повсеместно превышала 30%. "Хотя в ноябре - декабре прошлого года мы действительно не сумели выполнить значительное число заказов по некоторым моделям нашего ассортиментного ряда, указанные IDC цифры по доле Siemens некорректно относить ко всему году", - заявил директор подразделения мобильных и беспроводных телефонов департамента "Мобильные сети связи и передачи информации" Siemens Сергей Яковлев. Ситуацию с дефицитом Яковлев объяснил слишком осторожными прогнозами торговых партнеров Siemens в большинстве стран Европы и Латинской Америки и заверил, что нехватки будут ликвидированы в ближайшее время. "Мы уверены в лидерстве нашей компании и готовы удовлетворить потребности нашего рынка в полном объеме", - заключает он.

        "В прошлом году мы не только не потеряли долю на российском рынке, а наоборот - увеличили ее, по нашим оценкам, примерно на 3%. Мы предложили ряд недорогих, бюджетных телефонов и вместе с тем расширили выбор дорогих моделей. У Nokia нет и не было проблем с поставками телефонов. Мы готовы к любым колебаниям рынка", - сказала менеджер по связям с общественностью корпорации Nokia в странах СНГ Виктория Еремина.



Источник: Ведомости