22.03.2004

Нефтяники заплатят за снижение налогов для других отраслей промышленности



Борис Грозовский
Анна Николаева

         Министерства экономического развития и финансов наконец договорились, как завершить налоговую реформу. За снижение налогов заплатят нефтяники - для них вырастут налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортная пошлина. НДС-счетов не будет, а сам налог предлагается снизить до 16% с отменой льготной ставки. Единый социальный налог снижается, а пенсионная система будет опять радикально перекроена.

        Президент Владимир Путин в пятницу лично посетил совместную коллегию Минфина и Минэкономразвития, чтобы убедиться, что эти два министерства наконец смогли согласовать контуры завершения налоговой реформы. "Крайне важно, чтобы после завершения реформы основные компоненты налоговой системы не пересматривались много, много лет" - так поставил задачу президент. Впрочем, как следовало из доклада министра финансов Алексея Кудрина, некоторые решения чиновники просто отложили, оставив тем самым поле для будущих дискуссий.

        Легализации не будет.

        Наиболее радикальные новации чиновники приготовили налогоплательщикам в части единого социального налога (ЕСН). Для компании со средними годовыми окладами до 100 000 руб. ставка налога будет снижена с 35,5% до 26% , при зарплатах от 100 000 руб. до 300 000 руб. она вырастет с 20% до тех же 26% , а размер выплат с зарплат свыше 300 000 руб. не изменится (от 300 000 руб. до 600 000 руб. - 10% , свыше 600 000 руб. - 2% ). При этом, по расчетам Минфина, эффективная ставка ЕСН снизится с 30,4% до 24,15%.

        В структуре самого ЕСН сократятся с 14% до 6% отчисления на базовую часть пенсии, с 4% до 3,2% - выплаты в фонд социального страхования и с 3,6% до 2,8% - в фонд медицинского страхования.

        Изменится и система отчислений на накопительную часть пенсии. Сейчас работники старше 1953 г. р. от таких выплат освобождены, для граждан 1953 - 1967 г. р. они составляют 2% от заработной платы, а для более молодых сотрудников - 4% (с 2006 г. планировалось повысить ставку до 6% ). Чиновники предложили освободить от выплат граждан до 1967 г. р. , а для более молодых работников повышать отчисления не с 2006 г. , а с 2008 г.

        Компенсировать потери от обязательных отчислений Минфин планирует за счет добровольных выплат и стимулирования более позднего выхода на пенсию. Каждому пенсионеру, который продолжит работать в течение пяти лет после достижения пенсионного возраста, государство будет выплачивать ежегодно 2000 руб. А всем работникам независимо от возраста, которые согласятся добровольно отчислять на накопительную часть своей пенсии 4% от зарплаты, бюджет будет "добавлять" еще 2% от их оклада. Правда, эти деньги нельзя будет вкладывать в ценные бумаги, поясняет замминистра финансов Михаил Моторин. По расчетам первого замминистра экономического развития Михаила Дмитриева, в результате этих мер к моменту выхода на пенсию работник 1967 г. р. , который будет отчислять и обязательные, и добровольные взносы, будет получать 55% от своей прежней зарплаты (нынешние пенсионеры получают порядка 30% ).

        Одновременно со снижением соцналога чиновники решили заменить денежными выплатами социальные льготы (кроме льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг). Вместо права на бесплатный телефон, проезд на общественном транспорте, санаторное обеспечение и т. п. льготники получат добавку к пенсии, которую Кудрин оценил в 550 - 950 руб. ежемесячно.

        По мнению зампредседателя налогового комитета РСПП Станислава Воскресенского, реформа не приведет к массовой легализации зарплат, поскольку ставки налога снижаются незначительно. "Будет простое снижение доходов бюджета", - отмечает Воскресенский. Единых расчетов будущих убытков у чиновников нет. По оценке Моторина, пенсионные и прочие фонды потеряют около 440 млрд руб. , а по мнению Дмитриева - примерно 300 млрд руб. Но эти оценки делались с учетом финансирования льгот на 160 млрд руб. в год. Илья Трунин из Института экономики переходного периода напоминает, что в реальности бюджет тратит на эти цели 40 - 60 млрд руб. и при расчете денежной "добавки" к пенсиям льготников такая пропорция может сохраниться. А член думского экспертного совета по налогам Михаил Орлов говорит, что малый и средний бизнес удерживает от вывода зарплат из тени не только величина платежей по ЕСН, но и сложность их расчета. При этом "ни одного шага к упрощению отчетности" чиновники пока не сделали, сетует Орлов.

        $2 млрд с нефтяников.

        В дискуссии по поводу увеличения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль победил Минфин - его вариант и стал окончательным. Он состоит в изменении схемы расчета ставки НДПИ и экспортной пошлины на нефть, с тем чтобы увеличить налоговые изъятия при мировой цене нефти сорта Urals выше $18/барр. и уменьшить, если цена опустится ниже этого уровня. По оценке Кудрина, при среднегодовой цене нефти $24/барр. "без ущерба для перспектив развития отрасли" бюджет получит дополнительно $0,9 млрд "нефтяных налогов", при цене $27/барр. - $2 млрд, а при $30/барр. - $3,3 млрд. А вот если нефть вдруг будет стоить $10/барр. , бюджет соберет с нефтяников на $0,5 млрд налогов меньше, чем при нынешней системе.

        А по поводу прежнего предложения Минэкономразвития и бывшего Минэнерго дифференцировать ставку налога на добычу в зависимости от свойств месторождений Кудрин заметил, что к нему можно вернуться не ранее чем через 1 - 2 года.

        По оценке Центра развития, в 2003 г. , когда нефть Urals стоила в среднем $27,3/барр. , нефтяной комплекс заплатил $21,8 млрд налогов и пошлин, т. е. 71% валового дохода (выручка за вычетом затрат на производство и транспорт). Чистая прибыль нефтяников, по расчетам ЦР, достигла примерно $8,9 млрд - 29% валового дохода. Если бы новые налоговые ставки действовали уже в прошлом году, этот показатель снизился бы до 22%. Исполнительный директор ЦР Андрей Клепач согласен с Кудриным в том, что при нынешних ценах на нефть отрасль может отдавать государству на $2 млрд больше, не снижая при этом инвестиции. С этим выводом согласен и аналитик "Атона" Тимербулат Каримов.

        Единый НДС.

        Экономические ведомства окончательно отказались от идеи специальных счетов, на которые зачислялся бы НДС, но одновременно отодвинули снижение этого налога на 2006 г. По словам Кудрина, есть два варианта его уменьшения: снизить ставку с нынешних 18% до 16% , отменив при этом льготную 10% -ную ставку, или снизить базовую ставку до 17% , сохранив льготы.

        Сейчас они распространяются на ряд продовольственных, детских и социально-значимых товаров. По 10% -ной ставке уплачивается десятая часть НДС, а в целом поступления от этого налога в прошлом году составили 622,6 млрд руб. (47,2% налоговых доходов федерального бюджета).

        По оценке научного руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, сейчас НДС уплачивается в среднем по ставке 17% , так что в случае введения единой ставки на уровне 16% в 2003 г. бюджет потерял бы 36 млрд руб.

        Минэкономразвития предлагало снизить ставку НДС радикальнее - до 13 - 15%. И чиновник из ведомства Германа Грефа подчеркивает, что спор не закончен: "Сейчас мы договорились не вводить спецсчета и отложить снижение НДС на год, поэтому окончательное решение о масштабах этого снижения надо будет принимать в 2005 г. ".



Источник: Ведомости