22.03.2004

Новая уловка "Сибнефти". Ее акционеры обжаловали в МАПе слияние с "ЮКОСом"



Ирина Резник

         Бывшие акционеры "Сибнефти" решили прибегнуть к помощи МАПа, чтобы поскорее расторгнуть сделку по слиянию своей компании с "ЮКОСом". Дружественный экс-владельцам "Сибнефти" офшор Nimegan Traiding повинился перед антимонопольным ведомством в имевшем год назад место факте сговора между владельцами двух компаний до того, как они обратились в МАП за разрешением на одобрение сделки.

        "ЮКОС" и "Сибнефть" объявили о слиянии в апреле 2003 г. В октябре "ЮКОС" получил 92% акций "Сибнефти", отдав за них $3 млрд и 26,01% своих акций. Но в ноябре слияние было остановлено по требованию бывших владельцев "Сибнефти", действующих в интересах губернатора Чукотки Романа Абрамовича и его партнеров. Group Menatep контролирует более 51% акций "ЮКОСа".

        В феврале Millhouse Capital, представляющая интересы бывших хозяев "Сибнефти", и Group Menatep договорились о заключении обратной сделки, но совет директоров "ЮКОСа" ее не одобрил. А в марте дружественные Millhouse офшоры Nimegan Traiding и Gemini Holdings добились в Арбитражном суде Москвы отмены проводившейся в рамках слияния допэмиссии акций "ЮКОСа".

        Теперь экс-акционеры "Сибнефти" предприняли еще один шаг для расторжения сделки с "ЮКОСом". По словам руководителя пресс-службы Федеральной антимонопольной службы (ФАС, правопреемница Министерства по антимонопольной политике) Ларисы Булгаковой, за несколько дней до своего расформирования министерство обнаружило факт сговора между "ЮКОСом" и "Сибнефтью" в апреле 2003 г. "У нас появились данные, что факт сговора предшествовал слиянию "ЮКОСа" и "Сибнефти", которое МАП одобрял, - рассказала она "Ведомостям". - Дело будет разбираться [ФАС] 25 марта".

        По словам другого сотрудника министерства, поводом для разбирательства стала "явка с повинной" одного из новых акционеров "ЮКОСа" - офшора Nimegan Traiding. Он подал заявление, в котором указал на нарушение процедуры сделки между "ЮКОСом" и акционерами "Сибнефти". Офшор также поведал чиновникам об имевшейся договоренности между акционерами "ЮКОСа" и "Сибнефти" о слиянии до того, как сделку одобрил МАП.

        Менеджер "ЮКОСа" подтвердил "Ведомостям", что в пятницу его компания действительно получила уведомление МАПа о нарушении ею антимонопольного законодательства. Но комментировать его он отказался, сославшись на то, что документы будут изучены только в понедельник. Представитель "Сибнефти" воздержался от комментариев.

        А совладельцы Group Menatep удивлены решением МАПа. Они утверждают, что никакого сговора с акционерами "Сибнефти" не было. "Раз я об этом ничего не знаю, соответственно, мы ни о чем не сговаривались", - говорит Леонид Невзлин. И Владимир Дубов уверен, что ни о каком сговоре не могло быть и речи. "Это была прозрачная сделка двух крупнейших компаний, - говорит он. - На мой взгляд, это просто еще один способ [со стороны экс-владельцев "Сибнефти"] не допустить того, чтобы на собрании [акционеров "Сибнефти" 28 марта] "ЮКОС" сменил руководство "Сибнефти" и получил управление над этой компанией". "Нам всем очевидно, что никакого сговора не было, это еще один способ бывших акционеров "Сибнефти" поскорее вернуть себе компанию, - соглашается с ним один из членов совета директоров "ЮКОСа". - Но я сомневаюсь, что это ускорит развод. Одного желания расстаться мало. Решения МАПа и судов должны быть юридически безукоризненными. В противном случае ни менеджмент, ни совет директоров на развод не согласятся".

        "Как правило, в корпоративных войнах стороны атакуют противника сразу по нескольким направлениям, но явка с повинной в МАП - случай оригинальный, - отмечает руководитель юридической фирмы "Ринкон-Гамма" Олег Осипенко. - Доказать факт сговора трудно, ведь все происходит на уровне устных переговоров и никакие бумаги не подписываются". Впрочем, партнер юридической фирмы Salans Сергей Маринич добавляет, что свидетельские показания одного из участников сделки - серьезный козырь в руках чиновников. Имея их на руках, антимонопольное ведомство вполне может заставить партнеров расторгнуть сделку. Правда, он отмечает, что в этом случае без судов не обойтись. На это может уйти, как минимум, полгода.



Источник: Ведомости