05.03.2004

Госдума намерена поставить рынок PR под контроль государства



Деятельность комитета Госдумы по информационной политике, во главе которого недавно встал известный тележурналист и продюсер Валерий Комиссаров, в последнее время вызывает повышенный интерес журналистов. Последним поводом для обсуждения инициатив этого комитета стали слухи о подготовке законопроекта о госрегулировании Интернета. Как выяснила в среду Страна.Ru, до Рунета подчиненные Комиссарова пока еще не добрались, а вот пиар-компаниям, по всей видимости, вскоре придется ощутить на себе пристальное внимание со стороны государства.

Появившуюся во вторник информацию о том, что в недрах комитета по информационной политике готовится закон, регулирующий деятельность онлайновых СМИ, в интервью Стране.Ru опроверг в среду пресс-секретарь г-на Комиссарова Владимир Кравцов. «Нам вчера звонили и сегодня звонят - спрашивают, правда ли, что мы собираемся вносить законопроект об Интернет-СМИ на рассмотрение? Нет! Возможно, с такой инициативой собираются выступить отдельные депутаты, но комитет по информационной политике этим в данный момент не занимается, и в наших планах это не стоит», - сказал г-н Кравцов.

Напомним, что в конце февраля комитет Госдумы по информационной политике отметился тем, что провел поправки в закон «О средствах массовой информации», ограничивающие телекомпании в демонстрации последствий терактов. Речь тогда шла о запрещении показа «тел людей, погибших в результате террористической акции, а также фрагментов человеческих тел». На Интернет-издания, по имеющейся информации, депутаты пока не собираются накладывать подобные ограничения.

При этом г-н Кравцов сообщил Стране.Ru, что комитет сейчас начал активную работу над другой законодательной инициативой - регулирования деятельности PR-компаний. Еще две недели назад Валерий Комиссаров заявлял об этом в интервью одной из центральных газет. «Мы все жалуемся, что чернуха заполонила все СМИ», - сказал он тогда, добавив, что «нужно выработать систему регулирования в этой сфере». О сроках внесения закона на рассмотрение Госдумы Кравцов пока ничего не говорит - ясно только, что все отложено до «после выборов».

По информации Страны.Ru, сейчас к работе над законопроектом подключены ряд экспертов, работающих в PR-индустрии не первый год. В первую очередь, это представители Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Исполнительный директор РАСО Наталья Орлова в беседе с корреспондентом Страны.Ru подтвердила, что помогает думцам работать над законом. По ее словам, уже состоялось два заседания комитета, на которых обсуждали юридические «наметки». «До сих пор еще идут споры о предметном поле: обсуждается, что такое «паблик релейшенс» и на какие сферы распространяется деятельность специалистов по связям с общественностью», - говорит г-жа Орлова.

По ее словам, «пиарщики опасаются, что от государственного регулирования будет больше вреда, чем пользы». «Государственное регулирование связей с общественностью не есть борьба с грязными технологиями», - считает представительница РАСО. - Если речь идет о нарушениях, которые подходят под Уголовный кодекс (о клевете на соперников, конкурентов, инсинуациях и т.д.), то это не регулируется специальным законом о PR, потому что это нарушение законодательства с точки зрения Уголовного кодекса».

Известный политолог Дмитрий Орлов, комментируя инициативу думских «информационщиков», сказал, что PR - «это не тот вид деятельности, который необходимо дополнительно регулировать и лицензировать». «Рынок консалтинга - сам по себе конкурентен, и его участники, сумевшие «удержаться на плаву», себя уже зарекомендовали. Опять же членство в РАСО само по себе является инструментом саморегуляции рынка, отсеивающим мелкие агентства, - отметил Орлов. Вместе с тем, он признал, что «некоторые виды консалтинга, например, избирательные технологии, которые касаются политического процесса в стране, могут нуждаться в регулировании».

Источник: Новости гуманитарных технологий