26.02.2004

По многочисленным просьбам. 5проц. сбор на социальную рекламу становится налогом



Андрей ЧЕРНИКОВ

Комитет парламента по вопросам свободы слова и информации вынес на первое чтение проект закона, согласно которому 5% затрат на рекламу алкоголя и табака будут перечисляться на изготовление социальной рекламы за здоровый образ жизни.

Год назад представители табачных фабрик пытались убедить главу комитета ВР по вопросам свободы слова и информации Николая Томенко не вводить тотальный запрет на рекламу сигарет. В ход пускались разные аргументы. Например, и. о. гендиректора ассоциации "Укртабак" Валентина Хоменко уверяла: до сих пор не доказано, что курение приводит к смерти.

Управляющая по связям с общественностью и СМИ компании "Филипп Моррис" Татьяна Карпова говорила, что внутриотраслевые маркетинговые нормы якобы намного жестче, чем многие законы.

А директор по корпоративным вопросам "Джей Ти Интернешнл" Дмитрий Редько заявлял, что объемы продаж нисколько не пострадают от запрета на рекламу, просто компании лишатся возможности привлекать курильщиков к своим торговым маркам. Но под запретом на рекламу производители усматривают ущемление свободной конкуренции.

Зато никто из них не видел несправедливости в том, что в принятой в минувшем году новой редакции закона о рекламе снова оказалась норма, обязывающая производителей алкоголя и табака отчислять 5% своих маркетинговых затрат на изготовление рекламы социальной.

Единственная претензия Верховной Раде заключалась в том, что этот сбор до сих пор не значится в налоговом законодательстве, а потому, по сути, не является обязательным.

Более того, в бюджете на 2003 год сумма этого сбора составила 1,2 млн. грн. Примечательно, что никто из табачников доподлинно не знает, как эти деньги расходуются. А главное - кем. И новый закон о рекламе не дает ответа на этот вопрос. Также несколько странными кажутся подсчеты этого "налога": если 1,2 млн. это 5%, то 100% - 20,4 млн. грн. Но откуда взялась эта цифра? Кто ее вывел? На основании чего?

Емкость всего рекламного рынка Украины в 2003 году оценивается специалистами по-разному. В частности, Всеукраинская рекламная коалиция считает, что 50% рекламных денег уходит на телевизионную рекламу, объем которой достиг 130 млн. долл. Наружная реклама и реклама в печатных СМИ занимают по 23% медиа-рынка, всего на них было потрачено 60 млн. долл. Доля радиорекламы - 3,5% или 9 млн. долл., а интернет-рекламы - 0,5%, около 1 млн. долл. А весь рынок, по данным ВРК, достиг 420 млн. долл. или более 2,2 млрд. грн.

В этом году прирост, по некоторым оценкам, может составить 25-30%. Причем мнение большинства экспертов сводится к тому, что значительная часть этих денег тратится именно производителями алкоголя и табака. Так почему же чиновники и депутаты уверены, что из 2,2 млрд. грн. водочники и табачники тратят всего чуть более 20 миллионов?

В парламентском комитете доподлинно не знали ни этого, ни того, кто собирает эти деньги, и как они тратятся. Поэтому депутатами была внесена поправка, по которой распорядители 5% (то есть те, кто их собрал) должны ежеквартально публиковать отчеты о расходах. Но где нужно публиковать такие отчеты, никто так и не сказал.

И еще законодатели вняли "жалобам" производителей табака и алкоголя на несоответствие закона о рекламе налоговому законодательству и предложили внести в перечень обязательных сборов те самые 5%.

Проект закона "О внесении изменений в Закон "О системе налогообложении" дополнит статью 14 пунктом такого содержания: "Общегосударственные налоги и другие обязательные платежи... сбор на производство и распространение социальной рекламы относительно вреда табакокурения и злоупотребления алкоголем".

Производители, по сути, сами напросились, чтобы им ввели еще один вид налога. Хотя авторы законопроекта (один из них Томенко) дипломатично заметили: "Принятие этого законопроекта даст возможность субъектам рекламного рынка на законных основаниях уплачивать сбор на производство и распространение социальной рекламы..."

Источник: Liga.net