Россия готова торговать парниковыми квотами даже вне Киотского протоколаВчера в Москве открылся двухдневный международный форум на тему "Перспективы участия России в глобальных рыночных механизмах Киотского протокола и привлечения инвестиций в энергоэффективные проекты", организованный Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и некоммерческой организацией "Национальное углеродное соглашение". Советник президента Андрей Илларионов вновь убеждал, что ратификация протокола опасна для экономики России. Но, как выяснил Ъ, российский бизнес видит большие перспективы как в рамках соглашения, так и вне его. Киотский протокол был подписан в 1997 году на международном саммите под эгидой ООН. Подписавшие его страны (их 121, в том числе и Россия) взяли на себя обязательства к 2012 году сократить выбросы углекислого и других вредных газов в атмосферу в среднем на 5,2%, исходя из объемов 1990 года. Однако протокол не может вступить в силу, если на долю ратифицировавших его стран будет приходиться меньше 55% выбросов. США в 2001 году от своих обещаний отказались: Вашингтон пришел в выводу, что это невозможно сделать без опасного свертывания промышленного производства в стране. На долю Америки сейчас приходится 35% выбросов. Следующей от ратификации отказалась Австралия. После их отказа последнее слово осталось за Россией, которая выбрасывает 17% парниковых газов: без ее соглашения оставшиеся страны не дотянут до 55%, и протокол не сможет работать. Евросоюз и Япония протокол ратифицировали (обязались сократить выбросы парниковых газов от уровня 1990 года на 8% и 6% соответственно) и сейчас ломают голову над тем, как без особого ущерба для собственной индустрии выполнить национальное обязательство урезать выбросы парниковых газов. Открыл конференцию президент РСПП Аркадий Вольский. Первым делом он посетовал на неспособность мирового сообщества оценить "глобальный вклад России в снижение выбросов в атмосферу". С 1990 по 2003 год Россия, по оценке президента РСПП, сократила выбросы углеводородных газов на 32%. Но этого вклада, недовольно заметил господин Вольский, не видит ЕС, который "выдвигает непомерные требования вплоть до увязывания вступления России в ВТО с ратификацией Киотского протокола". Однако глава представительства Евросоюза в России Ричард Райт в беседе с корреспондентом Ъ опроверг заявления главы РСПП. По его словам, "официальный Брюссель рассматривает эти вопросы отдельно". Тем не менее в ратификации Киотского протокола господин Райт видит немало преимуществ для России. Например, содействие в борьбе с последствиями глобального потепления, получение от Европы инвестиций и энергосберегающих технологий "на миллиарды долларов", продажа квот Японии и ЕС (в рамках Киотского протокола существует возможность продажи неиспользованных лимитов на выброс углекислого и других газов) тоже "на миллиарды долларов". Советник президента Андрей Илларионов в очередной раз выступил против ратификации Россией Киотского протокола, обосновывая это тем, что обязательства по ограничению выбросов углекислого газа приведут к ослаблению экономического роста (подробности в Ъ от 4 октября 2003 года). Более того, советник Илларионов обвинил Брюссель во "вмешательстве во внутренние дела России и беспрецедентном давлении" на российские власти. Сам же протокол Андрей Илларионов охарактеризовал как попытку ЕС создать бюрократического монстра, который будет заниматься "регулированием экономической жизни на планете путем распределения квот". Выступив, президентский советник уехал. А господин Райт уточнил: "Ратификация Россией Киотского протокола это не только желание ЕС, но и, например, Японии". Европа указывает на то, что в результате ратификации Киотского протокола Россия получит выгоду от продажи квот. В правительстве пока взвешивают за и против, а российский бизнес уже ищет варианты выхода на рынок со своими неиспользованными квотами. С этой целью российские предприятия, в числе которых РАО ЕЭС, ООО "Русал", "Евразхолдинг", группа МДМ, учредили организацию некоммерческого партнерства "Национальное углеродное соглашение", основной целью которой является "создание в России механизма торговли квотами на выброс парниковых газов". Как рассказал Ъ генеральный директор "Национального углеродного соглашения" Степан Дударев, "у России есть огромные перспективы по торговле квотами, даже вне рамок Киотского соглашения". После отказа США ратифицировать протокол американская администрация издала директиву, которой взяла внутренние обязательства по сокращению выброса парниковых газов в США на 18% до 2012 года, но базовым является не 1990 год, как в Киотском протоколе, а 2000-й. Таким образом, по словам господина Дударева "они сняли с себя международные обязательства", а вместо санкций к нарушителям США предоставляют налоговые льготы предприятиям, успешно сокращающим выбросы. Более того, пояснил Степан Дударев, со второй половины 2003 года в США работает Чикагская климатическая биржа, которая торгует квотами настолько успешно, что рынок уже "вырос на 10%". Господин Дударев также рассказал, что представители "Национального углеродного соглашения" уже ведут с биржей переговоры о возможности допуска на торги квотами российских предприятий. Но переговоры идут тяжело. Господин Дударев считает, что у России есть перспективы и на европейском рынке, но "без ратификации протокола нас туда не пустят". Андрей Илларионов утверждает, что российские компании не смогут торговать квотами на рынке ЕС, поскольку в Европе существует директива, согласно которой европейские компании должны покупать квоты сначала у претендентов на вступление в ЕС, а потом у всех остальных. Впрочем, добавил Степан Дударев, претенденты на вступление в Евросоюз заявили, что не будут продавать квоты в объемах, необходимых старой Европе, а оставят "запас для собственного развития". АЛЕКСЕЙ Ъ-ШАПОВАЛОВ Источник: КоммерсантЪ |