Бросок на Запад. "АльтерВест" покупает фабрики мороженого в Германии и ПольшеРинат Сагдиев Антон Сарайкин Крупный российский производитель мороженого, компания "АльтерВест", приобрела обанкротившиеся фабрики по производству мороженого в Германии и Польше. Это первая попытка наших мороженщиков проникнуть на европейский рынок, отгороженный запретительными импортными пошлинами. Другие российские производители повторять опыт "АльтерВеста" пока не собираются. Компания "АльтерВест" создана в 1990 г. предпринимателем Виктором Лутовиновым и группой частных инвесторов. Начинала как крупный московский поставщик импортных замороженных продуктов и импортного мороженого, а также являлась акционером и дилером комбината "Айс-Фили". Сейчас в группу "АльтерВест" входят компании, занимающиеся строительством и продажей недвижимости в Подмосковье, и две фабрики по производству мороженого - в Тамбове и подмосковном Наро-Фоминске. В 2003 г. "АльтерВест" произвел 10 500 т мороженого на сумму около $20 млн. По собственной оценке компании, она занимает 7 - 8-е место в России по объемам производства мороженого. По данным Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов, в 2003 г. производство мороженого в России выросло на 3,6% до 385 000 т. Соответствующий рынок в оптовых ценах оценивается в $385 млн. Крупнейшими производителями являются компании "Русский холод" (Барнаул) , "Инмарко" (Новосибирск) , "Талосто" (Санкт-Петербург) , "Рамзай" (Москва) , Коломенский хладокомбинат и "Иней" (Ставрополь). Как сообщил "Ведомостям" президент группы "АльтерВест" Виктор Лутовинов, на прошлой неделе его компания завершила сделку по покупке немецкого производителя мороженого компании Frostdog Eiskrem (г. Ортенберг) и в стадии завершения находится еще одна сделка - по приобретению крупной польской фабрики мороженого Augusto (г. Калиш). По словам Лутовинова, обе фабрики были приобретены на аукционах после банкротства. Точную сумму, потраченную на покупку фабрик, Лутовинов не называет, говоря лишь, что она лежит в диапазоне 8 - 10 млн евро. Augusto "АльтерВест" приобрел совместно с польским партнером - компанией Kilargo. По словам Лутовинова, сейчас идут переговоры о том, как будет строиться совместная с поляками работа. Kilargo, по его словам, предлагает объединить Augusto с собственной фабрикой и отдать "АльтерВесту" 33% акций получившегося холдинга. Сам Лутовинов настаивает на участии в создаваемом холдинге в равных долях. Покупку германской фабрики Лутовинов объясняет желанием "попробовать поработать в жестких условиях структурированного рынка". "В Германии все четко разделено по параметрам цена - качество и в каждом сегменте можно найти свободную нишу", - говорит он. Немецкую AlterWest Eiskrem (бывшая Frostdog Eiskrem) "АльтерВест" планирует запустить 15 марта, начав с производства 25 - 30 т мороженого в сутки при полной мощности в 15 000 т в год. Половина произведенного мороженого будет выпускаться под марками местных розничных сетей, с которыми сейчас ведутся переговоры. Остальное мороженое - под собственными марками "АльтерВеста". "АльтерВест" предпринял оригинальный ход для проникновения на европейский рынок и раскрутки своей марки на Западе, считает исполнительный директор Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов Эдуард Багирян. По его словам, сейчас российские мороженщики лишены возможности экспортировать свою продукцию в Европу - там действует фактически запретительная пошлина в 51% на молокосодержащую продукцию, а также действует сложная система сертификации продукции. Опрошенные "Ведомостями" лидеры российского рынка мороженого не спешат повторить ход "АльтерВеста". По мнению директора по маркетингу и развитию компании "Русский холод" Александра Саулина, в покупке старого оборудования нет ничего интересного, а сам проект "АльтерВеста" вряд ли будет успешным. "В Европе монополия крупных производителей и доля небольших частных сетей не превышают 1% , - поясняет он. - Для небольших компаний уровня "АльтерВеста", возможно, это интересно, нам - нет". "Мне сложно объяснить этот шаг с точки зрения экономической целесообразности, но мы будем только рады, если "АльтерВест" направит свои усилия за пределы российского рынка", - говорит гендиректор компании "Инмарко" Дмитрий Докин. По словам Докина, его компания также планировала купить на аукционе оборудование польской Augusto для модернизации собственной омской фабрики. Но участвовать в конкурсе на покупку фабрики целиком "Инмарко" отказалась, так как компанию не интересуют производственные активы за границей. По данным гендиректора Докина, покупатели Augusto заплатили за эту фабрику около 2,5 млн евро. "Мы рассматривали возможность приобретения активов на Украине, в Беларуси, Казахстане и других странах ближнего зарубежья, но в конечном итоге пришли к выводу, что лучше сфокусироваться на внутреннем рынке, где, на мой взгляд, как минимум на ближайшие пять лет есть достаточный потенциал", - говорит директор по развитию компании "Талосто" Игорь Худяков.
|