06.02.2004

Угроза пиву. Пивоваров ждет судьба табачных компаний



Кристофер Лотон

         НЬЮ-ЙОРК - После целого ряда показательных процессов с участием табачных компаний внимание бдительных американских потребителей постепенно переключается на пивоваров.

        В минувший вторник в Окружной суд Лос-Анджелеса поступил иск против двух крупнейших в Америке пивоваренных компаний Anheuser-Busch и Miller Brewing (подразделение SABMiller). Истцы Линн и Рид Гудвин обвиняют компании в "спаивании" молодежи. "В качестве публичных компаний, обязанных обеспечивать себе рост рыночной капитализации, Anheuser-Busch и Miller Brewing намеренно принимают участие в широкой кампании, способствующей популяризации алкогольных напитков среди молодежи", - говорится в иске. В прошлом году 20-летняя дочь истцов погибла в автокатастрофе по вине пьяного 18-летнего водителя.

        Несколько раньше, в ноябре 2003 г. , Дэвид Буа III, сын знаменитого юриста Дэвида Буа, подал иск против целого ряда крупных производителей спиртных напитков, утверждая, что в своей рекламе они апеллируют к несовершеннолетним. Сейчас Буа требует, чтобы его иску придали статус классового. По словам истца, он располагает документами, из которых следует, что ответчики прекрасно знают, что фактически основной аудиторией их рекламы является молодежь. В подтверждение своих слов Буа ссылается на журналы, которые читают главным образом молодые люди до 21 года, где размещается большое количество рекламы алкогольных напитков.

        Более того, сладкие ароматизированные напитки на солодовой основе, появившиеся на рынке три года назад под названием alcopops, тоже представляют собой не что иное, как попытку алкогольного сектора "подружиться" с молодежью, считает Джордж Хэкер, директор проекта по изучению политики алкогольных рынков общественной организации Center for Science in the Public Interest.

        Очевидно, в свою защиту компании по производству алкогольных напитков будут говорить, что всегда признавали существование проблемы, связанной с чрезмерным употреблением спиртного, и более того - тратили многие миллионы долларов на борьбу с нею. И дело здесь, мол, вовсе не в маркетинге.

        Если попытаться провести параллель с процессами против табачных компаний, то при ближайшем рассмотрении видно, что это не всегда удается. На одном из табачных процессов судья постановил, что компании Philip Morris и R.J. Reynolds Tobacco Holdings сознательно вводили в заблуждение своих потребителей, и в частности одну из подателей иска - Лесли Уайтли, замалчивая данные о вреде курения. При этом не сыграло роли и то, что Уайтли начала курить уже после 1966 г. , когда на пачках появились предупреждающие надписи.

        Так вот, фундаментальная разница между алкогольными напитками и табаком состоит именно в том, что табак вреден даже в малых дозах, в то время как умеренное потребление алкоголя вреда здоровью, как правило, не наносит.

        "Сигареты относятся к такому виду потребительских продуктов, которые даже при правильном и умеренном употреблении непременно приводят к болезням и преждевременной смерти, - говорит генеральный прокурор штата Вермонт Уильям Соррелл. - С другой стороны, огнестрельное оружие опасно, если с ним небрежно обращаться, а спиртные напитки - только в том случае, если употреблять их без меры". (WSJ, 5. 02. 2004, Екатерина Кудашкина)



Источник: Ведомости