"Sun Interbrew" подвела итоги своей деятельности на пивном рынке России и УкраиныЗа третий квартал прошлого года SUN Interbrew значительно улучшила показатели, начала отвоевывать сокращавшуюся ранее долю рынка в России. Главный исполнительный директор компании Джозеф Стрелла рассказал, как удалось добиться такого роста. Это удалось за счет четырех факторов. Во-первых, в прошлом году компания установила шесть новых линий розлива в ПЭТ, три из которых не были изначально включены в бюджет. Это позволило увеличить продажи в динамично растущем сегменте ПЭТ-упаковки. Во-вторых, был введен ряд инноваций. Мы расширили продуктовые ряды наших брэндов, запустили в производство пиво Staropramen, которое раньше в России выпускал наш конкурент - SABMiller. Всего же в прошлом году за счет инноваций было обеспечено около 28% объема продаж. За последний год изменилась маркетинговая политика компании. Теперь у нас есть около 700 посредников-агентов, которые напрямую занимаются продажами и продвижением товара. Они являются связующим звеном между розничными продавцами и нашей дистрибьюторской компанией. Мы их обучаем и подходим к ним избирательно. А в результате работы этих посредников владельцы небольших торговых точек получают то, что надо им, а не то, что идет по разнарядке без учета реальных потребностей мелких торговцев. В итоге это очень сильно стимулировало наш бизнес. Наконец, компания смогла увеличить производственные мощности более чем на 200 млн. л в год, за счет чего объем продаж в России вырос в третьем квартале на 30%. Были изменения и в структуре холдинга. Когда в октябре 2002 г. я вернулся в российское отделение, то почувствовал, что у нас более чем достаточно персонала. Мы изучили ситуацию на заводах и в центрах дистрибуции, разобрались, где находятся нужные люди на нужных должностях. После этого были произведены некоторые изменения на всех уровнях в компании, и теперь я чувствую, что у нас все на своих местах. В результате наш штат сократился более чем на тысячу человек, а производительность труда возросла на 31%. Благодаря тому, что мы смогли сплотиться в команду, приняли правильные решения и добились их исполнения в нужные сроки, в 2003 г. SUN Interbrew росла примерно в пять раз быстрее рынка. SUN Interbrew проводит консолидацию активов в России. У нас есть пивоваренные заводы и центры продаж. Четыре предприятия уже объединены в составе ОАО "Объединенные пивоваренные заводы", и идет консолидация остальных. Сейчас начинается объединение дистрибьюторских центров, которые у нас есть по всей стране. Все завершится где-то в марте, когда все эти активы войдут в виде филиалов в состав одной компании - ОАО "САН Интербрю". Это позволит избавиться от некоторого количества оффшорных холдинговых компаний, необходимость в которых отпадет. Останется материнская компания на острове Джерси, передает Укрпиво. Ей, как и прежде, будут владеть Interbrew, группа SUN и сторонние акционеры. Примерно 98% акций новой компании, которая образуется в России, будут принадлежать SUN Interbrew Ltd. Также останется несколько миноритарных акционеров, которые сейчас владеют акциями некоторых реорганизуемых компаний. Им будет предоставлена возможность обменять свои доли на акции новой компании, и их доля в ОАО "САН Интербрю" составит примерно 2%. Схема еще до конца не проработана. Решение об этом будет приниматься во втором квартале на совете директоров. На открытый рынок будут выводиться только акции SUN Interbrew Ltd. И это будут, как и прежде, зарубежные фондовые рынки. Я не думаю, что будет полезной торговля акциями двух компаний холдинга. Что мы хотим сделать, так это улучшить ликвидность акций SUN Interbrew Ltd, и это будет осуществляться несколькими способами. Во-первых, посредством нового выпуска акций класса A, за счет которого будут также привлечены средства для финансирования деятельности компании. Те, кто уже имеет акции, получат возможность купить дополнительное их количество, что в последующем должно привести к более активной торговле на бирже. Во-вторых, у наших акций есть листинг на Люксембургской, Франкфуртской и Берлинской биржах, и мы рассматриваем возможность включить их в систему автоматических биржевых котировок SEAQ. Тогда все акции будут торговаться в одном месте и соответственно возрастет оборот. Многие инвестиционные компании и банки, например, ОФГ, Deutsche Bank, Salomon Smith Barney, Merrill Lynch, считают, что эта площадка отлично подходит для торгов нашими акциями. Когда-нибудь в процесс консолидации будут вовлечены украинские предприятия SUN Interbrew, но мы не спешим с этим, пишет www.marketing.vc В прошлом году SUN Interbrew приобрела 41% акций завода "Янтарь" у INVESCO, что увеличило нашу долю в этом предприятии до почти 98%. Поэтому возможность для консолидации украинских заводов есть, но это не будет проходить так быстро, как в России. В будущем вероятно создание единой структуры, в которую войдут три наши пивоварни и дистрибьюторская компания. Это, возможно, произойдет в течение ближайших двух лет. В последние три года SUN Interbrew инвестировала в России вместе с Украиной по 100 млн. евро ежегодно. В 2004 г. инвестиции в России превысят 100 млн. евро, а в Украине составят примерно 40 млн. евро. Мы продолжим подыскивать заводы, которые можно купить в России, особенно учитывая наши темпы роста. В Украине этого больше нельзя сделать - Антимонопольный комитет не позволит, так как там доля рынка SUN Interbrew уже составляет 35%. Поэтому остается Россия. Еще можем попробовать продвинуться на рынки стран бывшего СССР. Все зависит от привлекательности и цены предполагаемого приобретения. Нас интересует, безусловно, Казахстан. Это, похоже, самый большой рынок. Еще есть потенциал у Беларуси. В этом году компания продолжит увеличивать объем продаж, долю на рынке и прибыльность быстрее, чем будет расти сам рынок. Думаю, что рост рынка составит около 4% по сравнению с 6% в 2003 г. Замедлится он или нет, зависит от двух моментов. Если инфляция действительно опустится ниже 10%, дела вновь пойдут в гору. Это первый момент. Второй - все зависит от того, куда денут люди лишние деньги, полученные от снижения НДС и отмены налога с продаж. Если доходы населения увеличатся и оно станет больше тратить, это подстегнет рост. www.marketing.vc |