29.01.2004

Рынок вырос за счет цен. Компании потратили на рекламу в России $2,6 млрд



Сергей Рыбак

         В прошлом году компании потратили на рекламу своих товаров в России $2,6 млрд - почти на треть больше, чем годом ранее. Однако рост рекламного рынка заметно меньше, чем в последние годы, и обеспечен в первую очередь увеличением расценок и в меньшей степени притоком новых рекламодателей. Эксперты ожидают, что цены, а с ними и рекламные бюджеты, продолжат расти, хоть и не так быстро.

        Последние три года отечественный рекламный рынок переживает настоящий бум. По оценке международного медийного агентства ZenithOptimedia, в 2000 - 2003 гг. расходы на покупку рекламы в России увеличивались примерно на 50% в год с $826 млн в 2000 г. до $2 млрд в 2002 г.

        В прошлом году, по данным крупнейшего объединения рекламистов, Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) , рост замедлился и составил "всего" 31% : по данным РАРА, в 2003 г. в России было продано рекламы на $2,63 млрд.

        Наиболее быстрыми темпами в прошлом году, отмечает Борис Карасев, медиадиректор компании Initiative (обслуживает медийные бюджеты Unilever, Danone-Bolshevik и "Мултон") , росли бюджеты операторов сотовой связи, а также производителей парфюмерии и косметики.

        Как всегда, больше всего компании потратили на телевизионные ролики - $1,21 млрд, по оценке ассоциации; объявления в прессе обошлись им в $745 млн, а на наружную рекламу было израсходовано $530 млн (см. таблицу). Расходы на наружную и ТВ-рекламу возросли на 34% и 33% , а вот печатные СМИ заметно отстали - объем рекламы в газетах с журналах вырос на 24%.

        Залогом роста рынка стало быстрое повышение рекламных расценок в основных СМИ, говорят маркетологи. По оценке руководителя аналитического департамента коммуникационного холдинга "Видео Интернешнл" Виктора Коломийца, реклама в основном средстве массовой информации - на телевидении - в 2003 г. подорожала в среднем на 40%. А вот число коммерческих роликов в эфире 15 центральных телеканалов, по данным маркетингового агентства Gallup AdFact, за год увеличилось всего на 7,8% до 2,06 млн.

        Другие виды рекламы дорожали гораздо медленнее. По оценке рекламной группы MediaDirection, входящей в один из трех крупнейших холдингов, BBDO, и размещающей рекламу Pepsi-Cola и Gillette, цены на размещение объявлений в прессе выросли на 10 - 15% , наружки - на 15 - 20%.

        Быстрый рост рекламных расценок может положительно сказаться на развитии всей индустрии, полагает президент РАРА Владимир Евстафьев. Другой эксперт РАРА, Виталий Балабанов, объясняет, что на фоне сильного роста цен рекламные агентства будут вынуждены выпускать более качественные и креативные ролики, которые бы лучше запоминались зрителям, ведь тогда их можно будет реже показывать по телевидению, сокращая бюджеты. "Из-за ненормально высокого роста цен в последние годы рынок сильно перегрелся, по мере замедления темпов роста и его приближения к темпам роста ВВП рынок будет развиваться", - говорит Евстафьев.

        Этого сближения придется ждать долго. В прошлом году ВВП России вырос примерно на 7% , в этом году ожидается чуть меньший прирост. А вот расходы рекламодателей, по оценкам экспертов, вырастут ненамного меньше, чем в прошлом году: Евстафьев называет 20% , а Карасев - 20 - 25%. По его мнению, в ближайшие годы быстрее всего будут расти рекламные бюджеты страховых компаний и банков, производителей автомобилей и бытовой техники. Он приводит в пример Польшу, где десятка крупнейших рекламодателей сейчас примерно наполовину состоит из финансовых структур, а также производителей бытовой техники и автомобилей. У нас же среди лидеров их пока вовсе нет, говорит эксперт.



Источник: Ведомости