29.01.2004

Контроль за крупными расходами никто не отменял



Екатерина ВЫХУХОЛЕВА

Контроль за крупными расходами, официально отмененный с 1 января 2004 года, на практике сохраняется. Особое внимание уделяется расходам россиян за границей. Чиновники уже начали думать о том, что проще: наказывать за неуплату налогов или прощать - но за определенную мзду.

Контроль за крупными расходами россиян, введенный в 2000 году, официально прекратил действовать с 1 января 2004 года. Три долгих года соотечественники боялись покупать квартиры, машины и еще кое-что (список товаров, за которыми следили налоговики, см. ниже). Ведь изрядная часть россиян получает зарплату "вчерную". А система контроля за расходами выглядела так: банки, риэлторы и розничные торговцы должны были присылать налоговикам данные о крупных покупках. Налоговая сопоставляла их с размером дохода граждан. И в случае несоответствия доходов и расходов просила в письменной форме объяснить, откуда взялись деньги.

На деле оказалось, что проследить за гражданами Министерство по налогам и сборам не в состоянии. Компании неохотно делились данными о покупках клиентов. А сами клиенты обосновывали покупки многолетними накоплениями. Такое объяснение автоматически делало открытие уголовного дела невозможным.

Траты остались под прицелом чиновников

В прошлом году контроль за крупными расходами граждан был отменен законом. Но только формально отменен. Потому что налоговики не утратили интереса к расточительным гражданам, на этот раз - к тем из них, кто сорит деньгами за границей.

В прошлом году МНС объявило о начале обмена информацией с коллегами из налоговых служб западных стран. Налоговики договорились каждые полгода обмениваться данными обо всех сделках и счетах, открываемых россиянами за границей. Иностранные налоговые службы пообещали сообщать обо всем, что касается деятельности россиян за границей - будь то работа или покупка недвижимости. В обмен на информацию о расходах иностранцев в России. В основном МНС интересует информация о сделках в крупных размерах - от $10 тыс. и выше.

Параллельно с этим расходами россиян заинтересовался и Комитет по финансовому мониторингу при Минфине. Правда, это ведомство мотивирует необходимость отслеживания сделок на суммы выше 600 тыс. рублей необходимостью предотвратить легализацию доходов, добытых преступным путем.

Другими словами, контроль за расходами россиян сохранился. Но только он стал более прицельным. Вопрос лишь в том, что делать с теми, кто укрывает свои доходы и не платит налогов.

С одной стороны, действует Уголовный кодекс, по которому за неуплату налогов в особо крупных размерах можно на несколько лет оказаться за решеткой.

С другой - существует потенциальная возможность простить преступления, устроив налоговую амнистию. То есть легализовать доход, заставив неплательщика налога отдать государству небольшую его часть. Минус амнистии заключается в том, что далеко не все россияне захотят раскрыть ранее не декларировавшиеся доходы. Особенно если нет никаких гарантий, что за порыв честности неплательщика перестанут преследовать.

Амнистия нам не грозит

На прошлой неделе Минэкономразвития всполошило россиян, заявив о том, что готовит проект налоговой амнистии. Но хорошая новость жила недолго: через пару дней чиновники официально отказались от озвученных заместителем главы Минэкономразвития Юрием Ждановым намерений.

Глава министерства Герман Греф заявил, что "существующий международный опыт не показывает каких-либо радикальных положительных результатов от введения амнистии". Правда, по словам Грефа, в какой-то момент Россия может все-таки предпочесть простить налоговые преступления: "вопрос заключается в выборе средств и моменте времени, когда это можно сделать".

Пока в Минэкономразвития изучают опыт бельгийских коллег. Документы, которые внимательно читают чиновники этого ведомства, оказались в распоряжении "Финансовых Известий".

Как прощают налоговые преступления в Бельгии

Закон о налоговой амнистии в Бельгии вступил в силу 16 января 2004 года. Он касается средств, выведенных за границу. По этому закону любой бельгиец, недоплативший налоги в местную казну, должен в течение 2004 года подать специальную декларацию. В ней указывается любой доход, незадекларированный в Бельгии и размещенный на счетах или биржах других государств.

После того как декларация подана, бельгийцам придется заплатить налоговый сбор - от 6% до 9% в зависимости от того, на какой срок инвестирован полученный в Бельгии доход. Взамен государство освобождает декларанта от уголовной ответственности, которую он мог бы понести, если бы его преступление вскрылось. Более того, закон гарантирует, что никаких налоговых расследований, связанных с указанными в декларации сведениях, проводиться не будет.

Причем если незаконно вывезенные из страны деньги были инвестированы в странах Евросоюза, там они и останутся. О такой оговорке Бельгию попросил Люксембург, где в основном и хранятся укрытые от налогов капиталы бельгийцев.

По подсчетам Министерства финансов Бельгии, в общей сложности средства, подпадающие под амнистию, составляют 150 млрд евро. Чуть меньше оценка Национального банка Бельгии - около 80 млрд евро. Вернется из этих денег скорее всего не больше 14% - то есть примерно 1 млрд евро. По мнению бельгийцев, это тоже немалая сумма, которая решит многие проблемы местной экономики.

"Именно амнистия по незаконному вывозу капиталов из страны наиболее интересна для России, - говорит консультант Roche & Duffay Сергей Будылин. - В силу нестабильности банковской системы крупные российские капиталы стремились именно за границу".

Примерную оценку "бегства" капиталов из России, по мнению экспертов, дать сложно. По данным Минэкономразвития, за 2003 год зарегистрированный вывоз капитала из частного сектора составил $17,8 млрд. Однако, по словам Сергея Будылина, эти данные учитывают только невозврат валютной выручки. Если к ним прибавить средства, аккумулированные в офшорных компаниях, этот показатель может увеличиться в несколько раз.

Покупки, контроль за которыми официально отменен 1 января 2004 года, но формально может продолжаться:

сделки на сумму свыше 600 тыс. рублей;
недвижимое имущество (за исключением многолетних насаждений);
механические транспортные средства;
акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные бумаги, сберегательные сертификаты;
культурные ценности;
золото в слитках.

Источник: Известия