Рекламная пауза . Торговые сети используют отмену налога с продаж для привлечения клиентовРоман Кутузов Юлия Полякова Татьяна Романова С 1 января перестал взиматься налог с продаж. Большинство крупных розничных торговцев объявили о снижении цен. Однако эксперты, да и сами ритейлоры признают, что это снижение носит скорее символический характер и будет использовано в основном в рекламных целях. Закон, по которому региональные власти получили право вводить налог с продаж (НсП) в размере до 5% , вступил в силу накануне августовского кризиса 1998 г. Налог с продаж взимался с покупателей товаров в розницу и обычно был включен в розничную цену товара. В Москве НсП был введен с 1 июля 1999 г. По закону, принятому в 2001 г. , НсП должен был быть отменен с 1 января 2004 г. Розничные сети "Копейка", "М. Видео", "Седьмой континент", "Снежная королева", "Спортмастер", "Перекресток", "Петровские" и "Пятерочка" летом 2003 г. пообещали в случае отмены налога снизить цены в своих магазинах на 5%. Это обещание было дано после того, как группа депутатов во главе с Георгием Боосом внесла законопроект, предусматривающий сохранение налога при снижении НДС. Заявление ритейлоров помогло первому заместителю министра финансов Сергею Шаталову отбить атаку инициаторов сохранения налога: он пообещал, что "Россию ждет массовое снижение цен". В декабре чиновники напомнили ритейлорам о необходимости отвечать за свои слова. "Теперь торговым сетям. .. предстоит это сделать: снизить на 5% цены в связи с отменой налога с продаж", - заявил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Представители розничных сетей утверждают, что свое обещание они выполнили. Директор по связям с общественностью "Седьмого континента" Ирина Телицына рассказывает, что цены снижены на большинство товаров на 6 - 8% , а на некоторые - до 10%. Правда, по наблюдениям сотрудников "Ведомостей", сок J7, например, в "Седьмом континенте" как стоил 33,99 руб. еще до Нового года, так и стоит сейчас, не претерпели изменений ценники на молочные продукты в универсаме "Патэрсон". "Пятерочка" снижает цены выборочно. "У нас есть около 500 наименований социально значимых товаров, которые мы продаем практически по себестоимости и цену на которые снижать уже не можем, - говорит вице-президент "Пятерочки" Феликс Стетой. - Еще примерно на 1000 наименований цены снижены после отмены НсП, а на оставшиеся примерно 1200 позиций цены будут на уровне среднерыночных". По многим товарам трудно провести границу между снижением цен из-за отмены НсП или применения скидок. Например, "М. Видео" объявила, что с 1 января снизила цены на 5% на весь ассортимент своих товаров. Так, цифровой фотоаппарат Olympus, который до Нового года предлагался за 17 190 руб. , сейчас на сайте "М. Видео" предлагают за 16 390 руб. , т. е. цена снижена на 4,7%. Но до Нового года эту модель можно было приобрести со скидкой при заказе через Интернет за 11 590 руб. , а теперь эта скидка не действует. Из крупных сетей только "Перекресток" не заявляет о снижении цен. "Мы постоянно работаем над снижением цен за счет увеличения оборота", - скупо сообщил сотрудник компании. Независимые агентства по аудиту розницы пока не берутся оценить реальный масштаб снижения цен, поскольку получат данные о январских ценах только в начале февраля. В то же время они не верят в долгосрочное снижение розничных цен. "У розничных компаний есть много возможностей оправдать то, что они не снизили цены: рост курса евро, повышение отпускных цен поставщиками и т. д. , - говорит гендиректор "Бизнес Аналитики" Андрей Стерлин и добавляет: - Эффект [снижения цен] продлится не более одного-двух месяцев". С ним согласен президент Национальной торговой ассоциации (НТА) Вадим Зуйков. Отмена НсП "по факту на розничных ценах сетей супермаркетов почти не отразится, поскольку определяющим фактором ценообразования для сетей являются цены поставщиков", говорит он. "В гораздо большей степени [чем от НсП] цены зависят от курса евро и цен на энергоносители", - подтверждает Стетой из "Пятерочки". Сотрудник одной из крупных розничных сетей констатирует, что "с евро завязаны практически все поставщики, в том числе российские: у кого свое производство, у тех европейское оборудование, консерванты и прочее сырье". Зато отмена налога позволит удержать январскую инфляцию на уровне ниже ожидаемого. Ведь, напоминает Стерлин, Госкомстат при подсчете розничных цен учитывает налог с продаж, как и другие налоги, и фиксирует розничную цену с ценника. "Отмена НсП точно не приведет к дефляции, ведь в январе торговцы всегда располагают аргументами для повышения цен - прежде всего это перезаключение контрактов с поставщиками. Но если в обычной ситуации это привело бы к определенному росту инфляции, то сейчас отмена НсП поможет удержать ее", - подтверждает аналитик Альфа-банка Наталья Орлова. Краткосрочное снижение цен сети смогут эффективно использовать в рекламных целях. Это серьезный шаг для повышения лояльности покупателей, говорит Марат Ибрагимов из "Проспекта". "Мы будем всячески рекламировать этот ход [снижение цен на 5% ] с помощью листовок и видеороликов" - подтверждает Юрий Яковчик, гендиректор компании "Омега-97" (оператор сети "Патэрсон"). "Мы заранее вывесили специальные баннеры, где информировали покупателей об отмене налога и снижении цен. А на центральных улицах Москвы у нас вывешены растяжки, сообщающие об этом", - вторит ему Надежда Киселева, пресс-секретарь "М. Видео".
|