04.12.2003

При Минэкономразвития открыли фабрику звезд. Российские отели сертифицируются по новой системе



Вчера первые российские отели получили сертификаты новой системы классификации гостиниц, разработанной департаментом туризма Минэкономразвития. Участники рынка полагают, что максимально приближенная к европейской система классификации поможет избежать многих проблем на рынке въездного туризма. Хотя сам процесс сертификации вызывает у них немало вопросов.
       Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения было утверждено Министерством экономического развития и торговли РФ 21 июня этого года; 21 августа положение было зарегистрировано в Минюсте. 26 ноября прошло первое заседание аттестационной комиссии (в нее входят как представители МЭРТа, так и участники рынка), которая принимает решение о присвоении гостинице той или иной "звездной" категории.
       Первыми на рассмотрение аттестационной комиссии попали московские гостиницы: Президент-отель, "Националь", "Балчуг Кемпински" и "Золотое кольцо". Президент-отелю была присвоена категория "4 звезды", остальным гостиницам – "5 звезд". Всего, по данным Ъ, на рассмотрении комиссии сейчас находится около 50 заявлений, причем большинство из них – от региональных гостиниц (всего в России 5-7 тыс. учреждений, которые могут пройти подобную сертификацию).
       Новая система классификации гостиниц, по мнению многих участников рынка, поможет избежать проблем с приемом иностранных туристов. "Это, по крайней мере, государственная система, и есть надежда, что и у российских, и у зарубежных туроператоров наконец появится единое понимание качества гостиниц,– считает генеральный директор компании 'Академсервис' Леонид Исакович.– Бывали прецеденты, когда зарубежные туроператоры в своих каталогах выставляли заявленную российскими гостиницами 'звездность' и привыкших к европейской классификации иностранных туристов по приезде ждало разочарование".
       На знаке категории (табличке со "звездами") будет особо отмечено, что категория гостиницы сертифицирована федеральным органом, что, по мнению разработчиков системы, даст туристам уверенность в том, что количество "звезд" соответствует качеству сервиса. При этом, по мнению одного из членов аттестационной комиссии, около трети российских гостиниц, обратись они с заявкой о сертификации по новой системе, могут получить меньше "звезд", чем имеют на данный момент.
       Впрочем, эксперты отмечают, что новая система не лишена недостатков. Во-первых, несмотря на то, что вскоре после выхода Положения о классификации был отменен ГОСТ-Р 50645-94, на основе которого строились четыре предыдущие системы классификации, сами предшественницы продолжают действовать. А добровольность сертификации, закрепленная законом "О техническом регулировании", позволяет гостиницам, которых не устраивает "звездность", присвоенная в одной системе, воспользоваться любой другой. Во-вторых, "звезды" гостиницам в системе, разработанной департаментом туризма, присваиваются по балльной системе в зависимости от того, какое количество очков получает отель на аттестации. "Идея в целом хорошая, но в ее сегодняшнем виде слишком сырая,– комментирует такую систему глава органа по сертификации услуг 'Интерклуб-тест' Евгений Корнеев.– Непонятно, на основе каких критериев проверяющие выставляют эти баллы". По его словам, оценки, выставленные в соответствии с балльной системой, могут быть весьма субъективными и "звезды", присвоенные гостинице, могут не соответствовать ее реальному классу.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНЦОВ, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

За что отели получают "звезды"
       "3 звезды". Отель с минимальным набором услуг и благ. Фасад должен быть без трещин и облупленной краски, в самой гостинице: двух-трехместные номера с удобствами, горячей и холодной водой, душем, телевизором, телефоном, несколькими вешалками в шкафу. В здании гостиницы должен быть ресторан, конференц-зал, прачечная.
       "4 звезды". Гостиница построена с соблюдением международных стандартов, интерьер предполагает евроремонт, мебель в номерах тоже европейского производства, спутниковое ТВ, кондиционер. Сантехника – иностранного производства. В ванной комнате предусмотрен небольшой набор разовых туалетных принадлежностей. На территории должен быть бассейн, тренажерный зал, минимум два ресторана, автостоянка.
       "5 звезд". Такие отели обычно входят в международные гостиничные сети. Отель должен быть построен или реконструирован не позже чем два-три года назад, находиться в центре города. Из технических удобств – полы с подогревом в ванной и расположенный в изголовье кровати пульт управления освещением. Бассейнов должно быть несколько, ресторанов тоже. Кроме гаража отель может предоставить хотя бы минимальные услуги автомастерской. В таких отелях нет счетов: система управления позволяет аккумулировать расходы в электронном виде и предлагать общий счет при выезде.


Источник: КоммерсантЪ