Ryanair затаскали по судамКирилл Корюкин Ирландская авиакомпания-дискаунтер Ryanair подверглась атакам конкурентов и пассажиров. Один из клиентов компании подал на нее в суд за слишком высокую стоимость пользования инвалидным креслом. А дискаунтер Virgin Express требует от Еврокомиссии признать незаконными скидки, получаемые Ryanair от бельгийского аэропорта Шарлеруа. На этой неделе один из пассажиров Ryanair подал на компанию в суд. Ему пришлось заплатить в лондонском аэропорту Стэнстед 36 фунтов стерлингов за пользование инвалидным креслом, без которого он не мог добраться от стойки регистрации. Пассажир доказывает, что кресло должно было предоставляться бесплатно. К тому же самые дешевые билеты Ryanair из Стэнстед во Францию, куда летел инвалид, обходятся всего в 10 фунтов. Ryanair и аэропорт сейчас спорят о том, кто из них должен был бесплатно предоставить кресло. Но судебное разбирательство с инвалидом не самая большая проблема Ryanair. Компании приходится отражать атаки конкурентов, считающих, что аэропорты незаконно предоставляют ей льготные тарифы. В ноябре другая компания-дискаунтер - Virgin Express потребовала от Еврокомиссии отменить льготы, которые Ryanair получает по контракту с бельгийским аэропортом Шарлеруа. В сентябре Air France удалось добиться судебного решения об отмене аналогичного специального соглашения между Ryanair и аэропортом Страсбурга (Франция). Теперь Ryanair приходится летать из Баден-Бадена. Льготы Ryanair предоставлялись властями Валлонии, на территории которой находится аэропорт Шарлеруа, и компанией BSCA, которая управляет аэропортом. Власти брали с Ryanair более низкую плату за взлеты и посадки, чем с других компаний. BSCA, в свою очередь, предоставляла скидки на обслуживание самолетов, открытие новых маршрутов и предоставление офисных помещений. Еврокомиссия уже начала расследование по поводу льгот, предоставляемых Шарлеруа дискаунтеру. Свой вердикт чиновники должны вынести до конца декабря. Власти стоят перед нелегким выбором. Бизнес Ryanair, крупнейшего в Европе дискаунтера, зависит от льгот, предоставляемых аэропортами. Но слишком жесткие меры в отношении ирландской компании могут повредить аэропортам даже больше, чем дискаунтеру. Ведь аэропорты с помощью Ryanair привлекают новых пассажиров. Представители Шарлеруа уже сообщили, что аэропорт получил прибыль в первой половине этого года именно благодаря Ryanair. Между тем гендиректор Ryanair Майкл О'Лири недавно пригрозил, что компания перестанет использовать Шарлеруа, если льготы будут отменены. В то же время договоренности аэропортов с Ryanair вызывают аллергию у других авиаперевозчиков. Аналитики подозревают, что главной причиной выпада Virgin против Ryanair может быть непростое положение самой компании. Virgin Express объявила о существенном падении выручки в III квартале. О'Лири парировал, что проблема Virgin в том, что цены билетов, которые она предлагает, "слишком высокие, поэтому они не могут соревноваться с настоящими дискаунтерами". "Все, на что они способны, - это жаловаться на конкурентов", - утверждает глава Ryanair. Примерно в таком же стиле О'Лири пикируется с Air France. Недавно он заявил, что перелет из Страсбурга в Лондон и обратно самолетом французской компании стоит 780 евро, или в 40 раз дороже, чем он обходится клиентам Ryanair. Председатель совета директоров Air France Жан Сириль Спинетта в ответ обвинил О'Лири во лжи. По его словам, О'Лири "часто прибегает к дезинформации в своих публичных заявлениях". В Air France утверждают, что самые дорогие билеты Ryanair в 14 раз дороже, чем наиболее рекламируемые, и в пять раз дороже, чем самые дешевые билеты Air France. (Использованы материалы FT, WSJ, DJ. )
|