04.12.2003

"Быстрая еда" делает жизнь короче



Александр МЕЛЬНИКОВ

В Англии могут серьезно ограничить рекламу детских продуктов. Это связано с тем, что большинство из них вредно для здоровья ребенка. Особое недовольство специалистов вызывает так называемая "большая пятерка" - сладкие сухие завтраки, газированные напитки, кондитерские изделия, несладкие снэки (чипсы, колечки и т.п.), а также фаст-фуд.

"Многие детские продукты содержат гораздо больше жира, сахара и соли, чем рекомендуется"

На Западе такие продукты называют смачным словечком "джанк" (junk), которое можно перевести как грязь, мусор или наркотики. Причину недовольства "помойными" продуктами озвучил Джон Кребс, возглавляющий Агентство по пищевым стандартам Великобритании: "Многие детские продукты содержат гораздо больше жира, сахара и соли, чем рекомендуется. Распространенность ожирения у детей увеличивается, и это бомба замедленного действия". К тому же такие продукты содержат немало "химии" - красителей, консервантов, ароматизаторов и прочих пищевых добавок.

У медиков уже нет сомнений в том, что ожирение - ведущий фактор риска всех основных болезней цивилизации - гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета второго типа. Сегодня они главные убийцы человечества - более половины всех смертей вызваны именно этими заболеваниями.

Толстых все больше и больше

Проблема избыточного веса становится главной и в нашей стране . Более половины россиян старше 30 лет имеют избыточный вес: он есть у 60% женщин и 50% мужчин (в США от избыточного веса страдают 65% американцев, а ожирение есть у каждого третьего). Эти цифры были приведены директором НИИ питания РАМН Виктором Тутельяном на 7-м Всероссийском конгрессе "Политика здорового питания в России", прошедшем в ноябре этого года.

Но хуже всего, что ожирение молодеет. Английские медики приводят такие цифры: за последние 10 лет распространенность ожирения среди 6-летних удвоилось и достигла 8,5%, а среди 15-летних утроилась и составляет 15%. И это мировая тенденция. Сахарный диабет второго типа, который обычно вызывает ожирение, ранее редко встречался у людей моложе 40 лет. Теперь он бывает даже у школьников.

Знаменитости не должны рекламировать "джанк"

Агентство по пищевым стандартам Великобритании заказало серьезное исследование влияния методов продвижения продуктов на детей. Результаты оказались ожидаемыми: дети предпочитают рекламируемые продукты, а среди них много "джанка". На обсуждение промоушна детских продуктов сразу откликнулся ведущий мировой медицинский журнал "Ланцет". Вот цитата из редакционной статьи: "Один из наиболее оскорбительных методов, используемых рекламодателями "джанка", - участие в спортивных состязаниях и использование знаменитостей для продвижения пищевых продуктов; особенно дико, когда их рекламируют спортивные звезды, нуждающиеся в специально сбалансированной диете для того, чтобы быть в форме. Продвижение таких продуктов с помощью знаменитостей должно быть запрещено".

В качестве примеров "Ланцет" приводит английские рекламные компании "Макдоналдса" и "Кедбери". Интересно, что сказали бы эксперты, ознакомившись с российским опытом. Если во всем мире еда из "Макдоналдса" не считается здоровой пищей, то у нас все иначе. "В России "Макдоналдс" интенсивно реализует идею здорового питания и быстрого обслуживания,"- это слова директора Института питания РАМН Виктора Тутельяна, приведенные в рекламном буклете компании. В НИИ питания провели анализ пищевой ценности фаст-фуда. На основании этих исследований делается вывод, что гамбургер, макчикен и мороженое с наполнителем "могут быть охарактеризованы как содержащие малое количество холестерина".

В одном биг-маке - треть дневной нормы холестерина и больше половины вредных жиров

Интересно, что в США эти продукты менее диетические: например, гамбургер содержит на треть больше холестерина и на 11-28% больше жиров, углеводов и калорий. А еще говорят, что гамбургер он и в Африке гамбургер. Наверное, для доказательства полезности фаст-фуда специалистами НИИ питания был выбран самый маленький бутерброд - гамбургер.

Гораздо показательнее был бы популярный биг-мак. По американским данным, в нем содержится 85 мг холестерина, 11 г вредных насыщенных жиров и 590 ккал, а это очень много - чуть менее трети дневной нормы холестерина, больше половины вредных насыщенных жиров и четверть дневной потребности в энергии. И все это только в одном биг-маке (см. таблицу).

Плохой вкус, сформированный "джанком" в детстве, остается на всю жизнь

В продвижении детских продуктов есть еще один важный аспект - вкусовой. Его идеологию лучше всего выразил один из разработчиков популярного детского бренда: "Исследования показали, что дети любят молочные продукты без вкраплений кусочков фруктов, дробленных орехов. Из-за неразвитости вкусовых рецепторов они предпочитают более яркие оттенки вкусов, которые могут показаться взрослым приторными. Исходя из этого мы определили внешний вид и рецептуру продуктов. Наши йогурты по консистенции однородны, а ароматизированное молоко имеет всего четыре вкусовых варианта, но они наиболее яркие из всех возможных: шоколад, кола, клубника и бабл-гам".

Эти слова профессионала говорят о многом. Во-первых, теперь понятно, почему детские продукты почти всегда бывают с избытком сахара и вкусовых добавок, преимущественно синтетических, - у них сильнее вкус, чем у натуральных ароматизаторов. Да и где взять в природе вкус бабл-гама или колы? Плохой вкус, сформированный "джанком" в детстве, остается на всю жизнь, а значит, человек будет всю жизнь предпочитать не самые полезные блюда.

Кроме того, "джанк" вытесняет из рациона детей полезные овощи и фрукты, которые, к сожалению, не всегда обладают ярким вкусом. Немало помогает в этом и реклама. После ее просмотра дети думают, что пьют газировку, сделанную на фруктах, а не на синтетических ароматизаторах. А за настоящие фрукты и ягоды они принимают яркие кусочки в сухих завтраках и йогуртах. Все это было подтверждено в результате английского исследования.

А нередко реклама формирует у детей негативное отношение к настоящим фруктам и ягодам. Вспомните телеролик конфеток со слоганом "Дети любят фрукты". Ее герои решительно отказывались от свежих фруктов и зелени, предпочитая им конфетки. А ведь даже если в них и есть что-то фруктовое и натуральное, то лишь в гомеопатических дозах и так переработанное, что давно потеряло свой естественный вкус.

Сравнение пищевой ценности фаст-фуда в России и США

Продукт Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергия (ккал) Холестерин (мг)
Гамбургер в России 10,8 8,4 27,2 229,8 22
Гамбургер в США 12 10 35 280 30
Биг-мак в России 21,7 22,3 35,1 431,4 нет данных
Биг-мак в США 24 34 47 590 85


Источник: рекламный буклет "Макдоналдса" в России и официальный сайт компании в США

Источник: Известия