Елена ГОСТЕВА Реклама инвестиций с нефиксированной доходностью всегда была головной болью для тех, кто эту рекламу делает и размещает. В первую очередь это касается управляющих компаний, под управлением которых находятся инвестиционные фонды, вкладывающие средства свои клиентов в инструменты фондового рынка. Мало того что управляющая компания не может обещать своему клиенту гарантированный размер доходности (например, как это делают банки), так еще и считать ее за предыдущий период можно только по строгой схеме. В рекламе управляющая компания вправе указать, какую доходность на свои вложения получили ее клиенты в прошлом году. Например - можно написать на рекламном плакате свое название и фразу: "а мы в 2002 году заработали для своих клиентов 50% годовых". При этом может быть так, что доходность в какой-то период этого года у компании была 30% годовых, а в какой-то - и все 100%. Но вырвать самую большую доходность, полученную управляющей компанией, за какой-то период года и на ее основе сделать рекламу - нельзя.Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) распространила сообщение, что управляющая компания "Креативные инвестиционные технологии" ("КИТ") опубликовала данные о приросте стоимости пая паевого фонда "Российская электроэнергетика", которые были рассчитаны за период с 1 февраля по 1 октября 2003 года. Но согласно требованиям постановления № 13 ФКЦБ еще от 1996 года в связи с тем, что формирование ПИФа "Российская электроэнергетика" завершилось 24 января этого года, данные о приросте стоимости пая должны были рассчитываться за период с 1 апреля по 30 сентября 2003 г. Таким образом, считают в ФКЦБ, опубликованные управляющей компанией данные не отражают реальной ситуации и вводят в заблуждение инвесторов. "Согласно этому постановлению всякая реклама управляющей компании требует предварительного согласования с ФКЦБ, - говорит директор одной из российских управляющих компаний. - Отдел контроля за инвестиционной деятельностью комиссии просматривает макет рекламы и одобряет ее с точки зрения соответствия законодательству. И те компании, которые работают с паевыми фондами давно, следят за тем, чтобы не нарываться на санкции комиссии - слишком дорого замечания ФКЦБ обходятся для репутации компании. Особенно в преддверии передачи пенсионных накоплений граждан". Федеральная комиссия заявила, что обращает внимание, что нарушения со стороны управляющих компаний, которые являются введением инвесторов в заблуждение, будут пресекаться комиссией. А спектр санкций комиссии известен - предупреждение, штраф, приостановление лицензии и как крайняя мера - ее отзыв. Ответ от управляющей компании "КИТ" не заставил себя долго ждать. Компания сообщила, что если бы она рассчитывала доходность по нормативам ФКЦБ, то доходность пая составила бы 46,78% - это за полгода. В пересчете на год, по мнению компании, доходность соответствует 93,3% годовых. "Впрямую от прироста стоимости пая доходность считать нельзя, - пояснил "Финансовым Известиям" директор одной из управляющих компаний. - Говоря о доходности, компания должна заявить обо всех издержках, которые несет инвестор за то время, что его деньги работают на фондовом рынке. Необходимо вычесть надбавку, которую человек платит за вход в ПИФ, - это комиссионное назначение агенту, принимающему деньги. Эта надбавка, как правило, считается в процентах от стоимости пая и составляет примерно до 1,5%. Потом из общей стоимости пая на выходе из ПИФа также вычитается комиссия агента - максимум 3%". Понятно, что все эти вычеты снижают итоговую доходность инвестиций. Об этом не каждая управляющая компания рискует сейчас открыто говорить, потому что работающие граждане могут подумать, что и из их пенсионных накоплений также будут платить вознаграждение агентам. Но это неверно - с пенсионных денег вычетов подобного рода не будет. Источник: Известия |