21.11.2003

Украинский рынок мучных кондитерских изделий в 2003 году



Более чем полутысячи украинских производителей мучных кондитерских изделий распределяются на три "весовых категории" - крупные, средние и мелкие. Крупными считаются компании, годовая производительность которых составляет более 3 тыс. тонн. Таковых в Украине девять, и наиболее крупная из них - кондитерский концерн Roshen (42,3 тыс. тонн). Средних, то есть, с годовым объемом производства от 0,8 тыс. до 1,5 тыс. тонн, наберется до трех десятков. Реализуют они свою продукцию в среднем на 5-6 административных областей страны. Мелких, как водится, сотни: кондитерские фабрики, хлебозаводы, мини-пекарни и цеха, сбыт изделий которых ограничивается своим городом или областью.
По данным ассоциации "Укркондитер", цены на кондитерские изделия в Украине с начала года поднялись на 6%. Связано это, прежде всего, с повышением цен на муку, которая, к тому же, производится большей частью из импортного зерна. Летний рост цен на сахар также возымел действие, хотя и в меньшей степени. В сентябре мучные изделия подорожали в среднем еще на 2-3%. Поэтому у ряда производителей появились проблемы со сбытом готовой продукции, передает www.marketing.vc
По иронии судьбы в наименее выгодных условиях оказалась "середина", чьи изделия в значительной степени внешне сходны с тем, что производят "малыши", но по цене выше (в общем, пока не попробуешь, не поймешь, стоит ли платить больше). Во-вторых, средние компании несут заметно большие расходы на производство, чем мелкие. В-третьих - уже упомянутое нами подорожание сырья, в результате которого себестоимость значительной части продукции возросла почти на 10%.
Зато крупные и мелкие производители выкручиваются более успешно. Первые сокращают собственную рентабельность, что на повышении отпускной цены сказывается в минимальной степени. Кроме того, как водится, их выручает крупный объем капиталооборота. Мелкие фабрики и цеха, выдерживающие конкуренцию за счет дешевизны своих товаров, упрощают рецептуру теста, что снижает качеств готовых изделий. Но "малышей" это не сильно волнует, поскольку ценовая доступность их продукции обеспечивает постоянный приток покупателей - как правило, из малообеспеченных слоев населения. Немалая часть мелких производителей работает "в серую", успешно уклоняясь от уплаты налогов - что также способствует успешной "игре на понижение" цены конечного продукта. Причем объемы производства кондитеров-"подпольщиков" настолько существенно влияют на рынок мучных сладостей, что в текущем году проблему нелегальной выпечки пытались даже решить на парламентском уровне. Летом депутат Олег Един подал в Верховную Раду законопроект об обязательном лицензировании производства мучнистой "кондитерки". Актуальность законопроекта объяснялась необходимостью вывода с кондитерского рынка многочисленных производителей некачественной продукции. Однако он был отклонен: дескать, у контролирующих органов и без того достаточно прав и полномочий для обеспечения безопасности пищевых продуктов, включая кондитерские изделия.
Практически постоянно в торговой сети городов Украины присутствуют зарубежные торговые марки - 7 days, Тоrnado, Dan Cake, Dahli, которые оказывают очень существенную конкуренцию двум отечественным рулетно-бисквитным "гигантам" - харьковской бисквитной фабрике и черкасскому ПО "Світ ласощів". В текущем году к упомянутым "иностранцам" добавилась российская компания "Раменский кондитерский комбинат" с марками "Мастер десерта", "Сказочный рулет" и Cake Kovis. Украинские компании хоть и выдерживают достойный уровень качества продукта и упаковки, но уступают зарубежным коллегам по вкусовому разнообразию ассортимента. По мнению отраслевых специалистов, положение отечественных производителей не безнадежно. В пользу большей активизации украинских производителей бисквитов свидетельствует два фактора. Во-первых, импортные кондитерские изделия, вследствие предстоящего (с 1 января 2004 года) введения пошлин будет изначально дороже отечественных аналогов. Во-вторых, российские кондитеры, недостаточно хорошо понимают особенности местного спроса и местной дистрибуции - это подтверждает прошлогоднее отступление из Украины российских торговых марок "Красносельская" и "Звездный".
С другой стороны, сдерживающим фактором развития отечественного производства рулетов и бисквитов является цена оборудования. Технологическая линия по производству и упаковке любого из кондитерских изделий, в том числе и мучнистых, стоит около USD5 млн. - сумма немалая даже для крупных украинских компаний. И на сегодняшний день о постановке в производство рулетно-бисквитной продукции не заявляет ни один из отечественных "трех богатырей" от "кондитерки" - ни Roshen, ни АВК, ни "Киев-Конти". Во всяком случае, не в этом году, который и так богат новинками в группах шоколадных изделий, вафель и печенья.

Источник: www.marketing.vc