Интересное молчание . "Единороссы" выиграли теледебатыАнфиса Воронина Возможно, "Единая Россия" поступила разумно, отказавшись от телевизионных дебатов. Как показали исследования социологов, 70% россиян вообще не интересуются предвыборной агитацией. А среди смотревших теледебаты граждан 12% назвали самыми интересными выступления представителей. .. "Единой России"! У партий, действительно участвовавших в дебатах, нашлось меньше сторонников. Социологическая служба ВЦИОМ-А под руководством Юрия Левады 13 - 16 ноября опросила 1600 человек в 40 регионах России (100 населенных пунктов) по репрезентативной выборке (статистическая погрешность 3,4% ). По закону государственные телеканалы - "Первый", "Россия" и ТВЦ - выделяют для бесплатной партийной агитации ежедневно час эфирного времени, не менее половины его отводится на дебаты. На коммерческой основе партии могут участвовать также в программе "Свобода слова" на канале НТВ. За участие в каждом выпуске партии платят от 775 000 руб. до 7,75 млн руб. Почти половина (42% ) россиян, участвовавших в опросе ВЦИОМ-А, признались, что их "совершенно не интересует" предвыборная агитация - плакаты, листовки, выступления, дебаты. "Не слишком" интересуют эти мероприятия еще почти треть (28% ) граждан, а 23% интересуются предвыборной агитацией "в какой-то мере". И только 6% опрошенных заявили, что их "очень интересуют" предвыборные мероприятия. Председатель совета директоров политконсалтинговой компании "НИККОЛО М" Игорь Минтусов констатирует, что 70% людей не желают, чтобы на них действовала агитация. "Но это не значит, что она на них не действует", - говорит он. Телевизионные дебаты, от которых отказались партии "Единая Россия" и СЛОН, тоже не очень популярны у населения. Треть опрошенных ВЦИОМ-А - 31% - совсем не смотрят партийные дискуссии по телевидению. "Редко" и "время от времени" наблюдают за баталиями в эфире 26% и 31%. Постоянных зрителей у дебатов нашлось всего 12%. Но даже "сознавшиеся" в интересе к теледебатам россияне, как оказалось, не совсем понимают, что они смотрят. На просьбу социологов назвать партии, чьи выступления в дебатах были "особенно интересными, убедительными", 12% назвали "Единую Россию". То есть вовсе не участвовавшая в дебатах партия запомнилась зрителям своими "выступлениями" гораздо больше, чем оппоненты, - только 10% отметили коммунистов, 9% - правых, по 8% сторонников у ЛДПР, блока "Родина" и "Яблока". Среди "несерьезных" и "наименее интересных" выступавших первенство у представителей ЛДПР (15% ), на втором месте - СПС (10% ), за ними следуют "Яблоко" (7% ), КПРФ (5% ) и движение "Новый курс - автомобилисты России" (4% ). А вот "выступления" "единороссов" показались неубедительными всего 2%. Появление "Единой России" в ответах зрителей дебатов замдиректора ВЦИОМ-А Алексей Гражданкин объясняет тем, что "не все понимают, что такое вообще дебаты", и оценивают агитационную кампанию партий в целом. Директор по телевизионным измерениям TNS Gallup Media Александр Костюк добавляет, что телезрители вообще с трудом идентифицируют, что именно они смотрят. "Люди часто не различают даже каналы, не говоря уже о программах. Они "смотрят по телевизору", - говорит он. Замруководителя предвыборного штаба "Единой России" Арнольд Уваров соглашается, что 12% оценивших выступления его партии - это показатель успеха всей агитационной кампании. "Зрители воспринимают все, что происходит в телевизионном формате, не разделяя новости и дебаты. Презентация работы каждый день, в том числе в новостях, и есть лучший ответ на вопрос, чем занимается лидер и партия", - говорит он. Советник президента агентства "Новоком" Глеб Кошмаров уверен, что участие или неучастие в дебатах не влияет на рейтинг партий, поскольку "для простых граждан наличие дебатов неважно". А вот замруководителя предвыборного штаба СПС Андрей Трапезников уверен, что зрителей волнует то, что говорится в ходе дебатов. Поэтому попадание его партии в пятерку как "понравившихся", так и "не понравившихся" - хороший знак. "Зачем еще нужны дебаты, кроме как привлечь [к себе] внимание? " - говорит он. Выводы Минтусова тоже в пользу СПС: "Пока рано экстраполировать эти данные на результаты голосования, но на месте технологов СПС я бы порадовался: разрыв в пределах статистической погрешности. И значит, в агитации "Единую Россию" можно даже опередить".
|