10.11.2003

Санкт-Петербург захватили . Московские сотовые салоны



Роман Дорохов
.
         За год работы в Санкт-Петербурге московские сети салонов мобильной связи выдвинулись на лидирующие позиции. По прогнозам экспертов, через несколько лет эта ситуация повторится в масштабах всей страны - основными игроками рынка сотовой розницы в регионах станут несколько столичных сетей, претендующих сегодня на звание федеральных. Впрочем, некоторые крупные питерские сотовые дилеры тоже намерены идти в регионы.

        Традиционно питерские салоны зарабатывали на продаже сотовых телефонов. Однако вышедшая в конце 2001 г. на рынок Санкт-Петербурга компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) открыла для них новую нишу для бизнеса, начав, как и в Москве, выплачивать дилерам вознаграждение за каждого нового абонента. Примеру МТС последовали и остальные операторы.

        Почти одновременно с московскими сотовыми операторами в северную столицу двинулись и салоны мобильной связи. "По данным операторов, в первую пятерку по числу подключений в северной столице входят сети "Связной" (12% всех подключений) , "Евросеть" (12% ), "Ультра Стар" (11% ), "Телефорум" (10% ) и Dixis (7% )", - говорит Денис Кусков, аналитик агентства "Сотовик" в Санкт-Петербурге. Все перечисленные дилеры - московские компании.

        Московская экспансия спровоцировала местных дилеров укрупнять свои сети. "Еще три года назад самая крупная сеть насчитывала всего 10 салонов", - вспоминает директор по маркетингу питерского "Телефорума" Игорь Алехин. Сейчас у "Телефорума" более 50 точек продаж.

        "Идет гонка вооружений - кто откроет больше салонов и укрепится на рынке", - говорит директор по маркетингу еще одной крупной питерской сети сотовой связи, пожелавший сохранить анонимность. По его словам, желающим сохранить рыночную долю конкуренты из Москвы не оставляют выбора, кроме как открывать новые точки продаж. Он ожидает, что при насыщении рынка мелкие игроки уйдут, а ситуация стабилизируется.

        "С ноября 2002 г. по август 2003 г. доля питерского рынка, занимаемая шестью крупнейшими компаниями, выросла на 19,5% , - рассказывает Татьяна Гуляева, руководитель отдела по связям с общественностью "Евросети". - Маржа на подключениях неуклонно снижается, поэтому наиболее комфортно себя чувствуют игроки, обладающие большим оборотом, т. е. более развитыми розничными сетями".

        Столичные дилеры уверены, что через некоторое время они будут конкурировать только друг с другом. Анна Свердлова, руководитель отдела по связям с общественностью компании "Максус" (брэнд "Связной") , говорит, что уже сейчас основными конкурентами "Связного" в регионах являются федеральные торговые сети, а не местные. "Местные сети пришли раньше и застолбили хорошие места, но в плане маркетинговых ходов и финансирования они уступают нам", - поясняет Свердлова. С ней согласен Кирилл Лубнин, руководитель службы по связям с общественностью группы компаний Dixis. "В Санкт-Петербурге, как и в Москве, будущее за крупными сетями салонов сотовой связи, которые имеют прямые дистрибьюторские соглашения с производителями сотовых телефонов и аксессуаров и предлагают наибольший ассортимент услуг, - говорит он. - Ситуация в чем-то напоминает региональную экспансию операторов сотовой связи. В среднесрочной перспективе на региональных рынках наступит период ухода мелких сетей, а также процессы поглощения мелких дилеров крупными".

        Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин также уверен, что будущее за федеральными сетями, однако добавляет, что захват ими региональных рынков произойдет не так уж скоро. Столичным компаниям приходится много сотрудничать с локальными операторами, ведь в розничном бизнесе до 50% заработка приносит подключение абонентов. "Федеральные сети будут терпеть убытки в тех регионах, где МТС и "ВымпелКом" еще не стали конкурентными", - рассуждает Муртазин.

        В регионы стремятся не только московские компании. Развивать сеть в глубинке собирается крупный петербургский дилер "Ультра Стар". Как рассказал директор по маркетингу компании Дмитрий Карманов, в "Ультра Стар" считают, что сотовый рынок Санкт-Петербурга близок к насыщению.



Источник: Ведомости