"Тушка" придавила. МиГ не справился со строительством Ту-334. Генеральный директор корпорации отправлен в отставкуТимур ХИКМАТОВ Премьер-министр России Михаил Касьянов в среду подписал распоряжение об освобождении Николая Никитина от должности генерального директора и генерального конструктора ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация МиГ". Это решение принято по предложению Росавиакосмоса, посчитавшего Никитина виновным в срыве сроков строительства среднемагистрального самолета Ту-334. В качестве возможного руководителя корпорации называется кандидатура гендиректора Рособоронэкспорта Андрея Бельянинова. Многострадальный среднемагистральный Ту-334, работы над которым начались в 1986 году, должен был заменить Ту-134. Однако его сертификационные испытания не завершены до сих пор. Серийное производство планировалось наладить в Таганроге - на базе АНТК им. Бериева, знаменитого разработками гидросамолетов. В 2001 году российское правительство решило от гидроавиастроителей передать проект военным. Тогда в Луховицы из Таганрога был доставлен недостроенный фюзеляж, что и стало причиной увольнения Николая Никитина. Всего построено три Ту-334. Одна машина проходит программу летных испытаний, две - наземные испытания. МиГ строит самолет в Луховицах, еще один самолет достраивается на Украине - на киевском заводе "Авиант". Последний факт вызывал неудовольствие в Минтрансе и у представителей авиапрома - зачем загружать мощности соседнего государства, когда свои авиазаводы простаивают без работы. "Ту-334 будет строиться на киевском "Авианте", а в Харькове начнется выпуск самолета такого же класса - Ан-148. Как вы думаете, какая из этих машин будет ближе интересам Украины?" - задал на одном из совещаний риторический вопрос министр транспорта России Сергей Франк. Планам продвижения Ту-334 может также помешать стремление Саратовского авиационного завода наладить выпуск модернизированного Як-42Д-100. Саратовцы предлагают решить проблему обновления парка ближнемагистральных машин путем модернизации Як-42. Площадь крыла Як-42 составляет 150 кв. метров, что позволяет самолету взлетать даже с грунтовых аэродромов. Сегодня это качество уже не является преимуществом. Специалисты Саратовского авиазавода предлагают сократить площадь крыла до 115 кв. метров, что повысит экономическую эффективность в эксплуатации самолета. Это предложение поддержали руководители ряда региональных авиакомпаний. Генеральный директор "Авиалиний Кубани" Иван Бабичев считает, что если модернизировать Як-42, то отпадет необходимость в строительстве Ту-334. Кадры решают все Но на рынке спрос на Ту-334 есть. По словам гендиректора созданного в июле этого года МиГом и Туполевским КБ ЗАО "Национальный проект 334" Григория Стильбанса, уже сформирован "твердый пакет заказов" примерно на 40 самолетов. Однако назвать компании он отказался. Ранее о своем интересе к "тушкам" заявляло "Пулково". Но главное сегодня - завершить строительство Ту-334, простаивающего в Луховицах. Без Николая Никитина, которого называли энтузиастом Ту-334, дело может затормозиться. Согласно постановлению правительства, принятому в 2001 году, российский Ту-334 должен был взлететь нынешним летом. Однако фюзеляж этого самолета без крыльев до сих пор находится в цехе авиазавода. В МиГе не ожидали столь сурового наказания со стороны властей, поскольку строительство, идущее в рамках государственной программы, осуществляется на собственные средства корпорации. Увольнение Никитина очень напоминает ситуацию с его назначением в 1999 году. Предыдущего руководителя корпорации Михаила Коржуева уволили за задержку разработки многофункционального фронтового истребителя. Приход Никитина не ускорил реализацию этого проекта, напротив, головным разработчиком истребителя стала конкурирующая структура - авиационный холдинг "Сухой". Эксперты считают, что проект Ту-334 также может повторить печальную судьбу военной машины. Как минимум никто не ожидает серьезных подвижек в проекте. Вряд ли особую любовь к "тушке" будет питать нынешний глава Рособоронэкспорта, которого называют возможным кандидатом на пост глава МиГа. Это ведомство привыкло иметь дело с военными, и Андрей Бельянинов вряд ли захочет втягиваться активно в проект, за который пострадал его предшественник. В Рособоронэкспорте предпочитают не комментировать слухи о возможном уходе своего шефа. Отказываются комментировать возможное назначение и в МиГе. Интерфакс со ссылкой на свои источники сообщает, что в случае ухода Бельянинова в МиГ Рособоронэкспорт возглавит нынешний первый заместитель генерального директора - Сергей Чемезов. Источник: Известия |