31.10.2003

Чужой дизайн может до суда довести



Экономя на дизайнерских разработках, отечественные производители в массовом порядке изготавливают слабые копии западной мебели. По мнению экспертов, слепое копирование зарубежных образцов лишает отечественных мебельщиков конкурентных преимуществ и грозит в недалеком будущем судебными исками.

В европейской мебельной моде сегодня много простоты, романтики и стекла. Германские мебельщики предлагают все это исполнять в светлых тонах дерева, итальянские - в темных. "Очень много эмали, много цвета, возвращаются блестящие поверхности, - говорит дизайнер Александр Гуревич. - А вот постформинг и софтформинг (мягкие линии, изгибы. - "Известия") почти отсутствуют". По его словам, европейские дизайнеры все больше используют натуральный шпон и все реже - ламинированные поверхности.

В России производство ламинированных щитов европейского качества только начинается. Со шпоном мебельные предприятия, по словам Гуревича, работают редко: нужно прессовое хозяйство, шлифовка. Совершенно забыто производство эмали. Все это вернется, конечно, через несколько лет, считают эксперты. Но в виде импорта и отечественных пиратских копий.

"У российских компаний нет своего лица. Они пиратски копируют зарубежные образцы", - считает шеф-дизайнер "Лаборатории экспериментальной мебели" Сергей Алешин. Практически ни в одной российской мебельной компании нет арт-директора. Отсутствие легко узнаваемого бренда, собственного стиля мешает российским мебельщикам занять достойное место, считает Алешин.

"За рубежом мебельные компании тратят на дизайн 3,5-6% оборота, - говорит Алешин. - У нас в бюджетах компаний строки расходов на дизайн вообще нет". К тому же, по мнению коммерческого директора компании "ЮНИТЕКС" Алексея Вышкварко, российским дизайнерам трудно стать законодателями моды: наш рынок мебели гораздо меньше, чем в европейских странах. Но PR-менеджер российского отделения компании "ИКЕА" Ирина Ваненкова считает, что для создания собственного стиля это не важно. Важно наличие самого стиля.

Гуревич считает, что у отечественных покупателей есть потребность в "родном" дизайне: ведь наш образ жизни, наши жилища отличаются от Италии или Германии.

Но дизайнеров мебели на рынке труда очень немного. "В год выпускается всего 20 человек, и большинство из них уходит в интерьерный дизайн", - говорит Алешин. В бывшем Советском Союзе мебельный дизайн создавали 150 человек на всю страну, из них 40 человек работали во Всесоюзном институте мебели. Авторских дизайнерских школ с тех времен так и не было создано.

"Дизайнеры не востребованы промышленностью. Там пока работает стереотип: надо выпускать то, что продается, - говорит Гуревич. - Все боятся сделать шаг вперед".

В результате имеющиеся у нас талантливые дизайнеры работают больше на частный заказ. На мебельной фабрике в лучшем случае есть работник, способный сконструировать модель "в стиле" популярных зарубежных образцов. А в худшем случае, и довольно часто, фабрики занимаются пиратским копированием. "Предприятию проще повторить изделие, чем тратить деньги на дизайн", - считает Гуревич.

По мнению Алешина, халява скоро кончится. "Зарубежные компании пока еще мягко, но уже предупреждают российских коллег, что нарушать авторские права нехорошо, - говорит Алешин. - Когда Россия вступит в ВТО, их не остановит сложность наших судебных процедур, и они предъявят нашим пиратам массу исков".

Источник: Известия