23.10.2003

Аэропорт Sheremetyevo. Претенденты на управление "Шереметьево" ищут иностранных партнеров



Илья Хренников
Дмитрий Симаков
Ведомости

         Результатом тендера на управление аэропортом "Шереметьево" скорее всего станет приход в Россию крупной иностранной управляющей компании. "Альфа-Эко" уже ищет иностранного партнера для этого проекта, ее конкуренты тоже не отвергают такую схему. А две европейские компании - Airport Сonsulting Vienna и Aeroports de Paris Management - уже ведут переговоры с российскими претендентами на управление "Шереметьево".

        ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" на 100% принадлежит государству. Это крупнейший аэропорт страны. В 2002 г. его выручка составила 4,6 млрд руб. , чистая прибыль - 688 млн руб. При пропускной способности 9 млн пассажиров в 2002 г. аэропорт обслужил 11 млн.

        Премьер-министр поручил Минимуществу до 1 декабря провести тендер на управление аэропортом "Шереметьево" и утвердил его условия. Уставный капитал претендентов должен быть не менее 55 млн руб. , активы - не менее 60 млрд руб. и собственные средства - не менее 15 млрд руб. Участник тендера должен предоставить банковскую гарантию на 1 млрд руб.

        К конкурсу на управление аэропортом "Шереметьево" допускаются только российские компании, которым предстоит документально подтвердить свой опыт "в реализации крупных инвестпроектов" и "управлении аналогичными по масштабу предприятиями". О намерении побороться за "Шереметьево" уже объявили "Альфа-Эко", АФК "Система" и Национальный резервный банк.

        А на днях источник, близкий к "Альфа-Эко", сообщил "Ведомостям", что в случае победы его компания собирается привлечь к управлению "Шереметьево" специализированную западную компанию. По его словам, переговоры об этом ведутся с Aeroports de Paris (ADP) , а также операторами Венского и Франкфуртского аэропортов.

        Вице-президент "Альфа-Эко" Игорь Барановский подтвердил намерение компании заключить альянс с крупным западным оператором. "Зачем изобретать велосипед, когда уже есть успешный опыт? - говорит он. - Это минимизирует временные затраты [на принятие управленческих решений] и значительно повысит КПД нашей работы".

        В АФК "Система" тоже не исключают привлечения иностранного партнера. "Но комментировать наши планы преждевременно до официального объявления тендера и уточнения его условий", - подчеркивает пресс-секретарь АФК "Система" Ольга Пестерева. Условия тендера совет директоров аэропорта должен утвердить на следующей неделе.

        Между тем две иностранные компании подтвердили "Ведомостям" факт переговоров с российскими претендентами на "Шереметьево". Представитель компании Airport Consulting Vienna, которая входит в состав управляющей аэропортом Bены Flughafen Wien AG (16 млн пассажиров, 318 млн евро выручки в 2002 г. ) , говорит, что компания готова работать в "Шереметьево" и действительно ведет с российским партнером переговоры, детали которых можно будет раскрыть в ноябре. Генеральный менеджер Aeroports de Paris (ADP) Management Жак Фоллен подтвердил "Ведомостям", что его компания ведет переговоры с некоторыми потенциальными участниками тендера. "У "Шереметьево" огромный потенциал, и ADP Group готова привнести в проект свой международный опыт в управлении аэропортами", - говорит Фоллен. ADP управляет парижскими аэропортами Orly, Charles de Gaulle, Le Bourget с пассажирооборотом более 70 млн в год. Кроме того, ADP Management владеет пакетами акций аэропортов Пекина (10% ), Льежа (25% ) и компании, управляющей аэропортами Мексики. Представители английской British Airport Authority, франкфуртской Fraport AG и голландской Schiphol отрицают свой интерес к "Шереметьево".

        Президент НРБ Александр Лебедев говорит, что он против проведения тендера на управление "Шереметьево", но, если он состоится, НРБ будет участвовать и привлечет иностранного партнера. "Традиционно Aeroports de Paris вела переговоры о строительстве терминала "Шереметьево-3" именно с "Аэрофлотом", а не с "Альфа-Эко", - подчеркивает он (НРБ принадлежит около 30% акций авиакомпании "Аэрофлот". - "Ведомости").

        "По-моему, европейские компании по управлению аэропортами - более серьезные претенденты, чем заявившая о своем самостоятельном интересе Aeropuertos Argentina 2000", - резюмирует аналитик ОФГ Елена Сахнова. А представитель группы "Ист Лайн" (управляет аэропортом "Домодедово") Юлия Мазанова подчеркивает, что управлять столь крупным и значимым аэропортом, как "Шереметьево", должны профессионалы в аэропортовой деятельности. "Если бы нас пригласили, мы бы рассмотрели это предложение", - добавила она.

Источник: Ведомости