17.10.2003

Реструктуризация "Газпрома" неизбежна. Иначе нельзя ввести раздельный учет затрат монополии



Ирина Резник

         Правительство, вынужденное из года в год повышать "Газпрому" цены на газ, пытается заставить монополиста более подробно отчитываться о своих доходах и расходах. 21 октября на совете директоров чиновники намерены предложить "Газпрому" ввести раздельный финансовый учет по каждому сегменту деятельности. Но для этого транспорт монополии придется выделить в отдельное юридическое лицо.

        "Газпром", являясь вертикально-интегрированной компанией, предоставляет правительству и инвесторам сводную бухгалтерскую отчетность. В ней содержится общая финансовая информация по добыче, транспортировке, переработке и дистрибьюции газа, однако в ней нельзя найти цифры по доходам и расходам по каждому сегменту деятельности группы. Например, публикуя расходы на транспортировку газа, "Газпром" может включить затраты на транспортировку туркменского газа на Украину, но из отчета монополии невозможно узнать, сколько то или иное ее транспортное предприятие тратит на перевозку собственного газа "Газпрома". Другими словами, финансовые отношения между "дочками" монополии окутаны тайной.

        В то же время "Газпром" самостоятельно устанавливает внутренние тарифы на транспортировку для своих добывающих "дочек", чей газ переправляют опять же принадлежащие монополисту транспортные предприятия.

        "По этой причине мы не можем быть уверенными в обоснованности цифр, которые видим в конечном отчете "Газпрома", - поясняет чиновник, близкий к совету директоров монополии. - Мы не знаем, по какому принципу он устанавливает тарифы своим добывающим "дочкам" и не субсидируют ли они, к примеру, транспортные компании внутри того же "Газпрома".

        Менеджер "Газпрома" считает притязания чиновников несправедливыми и указывает на то, что такую же сводную отчетность ведут многие крупные компании - "ЛУКОЙЛ", "Татнефть", Shell и ENI. "Газпром" выполняет все требования МСФО. "Ни одну из этих компаний не заставляют отчитываться отдельно по каждому ее предприятию, - говорит сотрудник монополии. - Чиновники упрекают нас в трансфертном ценообразовании, но ведь это единственный способ, позволяющий обеспечить нормальную экономическую деятельность "Газпрома".

        "Все так, но ни одна из названных "Газпромом" компаний не обращается каждый год в правительство с просьбой повысить цены на газ, - парирует госчиновник. - Вот, например, собирается компания в следующем году инвестировать в трубопроводы 125 млрд руб. А где гарантия, что часть этих денег не пойдет на социальную сферу? " Руководство монополии считает, что нашло компромиссное решение. Как указано в материалах к совету директоров, наряду с консолидированной финансовой отчетностью членам совета директоров может дополнительно предоставляться информация о дочерних предприятиях, сформировавших основные показатели того или иного раздела. Чиновники же убеждены, что в конечном счете все упирается в вопрос о разделении "Газпрома" на транспортную и добывающую компании. "Чтобы получить представление об истинном положении дел, нужно выделить транспортную составляющую в отдельное юрлицо, которое будет составлять собственный баланс", - говорит сотрудник одного из министерств.

        "Газпром" все-таки монополия, и вполне справедливо, что чиновники хотят узнать, во сколько обходится транспортировка, - соглашается аналитик "Тройки Диалог " Каха Кикнавелидзе. - Ведь в перспективе правительство собирается развивать рынок независимых производителей газа и должно понимать, какие тарифы им устанавливать. Это первый шаг к реструктуризации "Газпрома". "Рано или поздно "Газпрому" придется вести раздельный учет по издержкам на транспорт и добычу, - считает Константин Резников из Альфа-банка. - Правда, вряд ли планы Минэкономразвития по выделению из "Газпрома" транспортной компании удастся реализовать в ближайшем будущем. Президент Владимир Путин недавно открыто поддержал сторону "Газпрома", не желающего реструктурировать свой бизнес".

Источник: Ведомости