РЖД не расстается с перевозками. На вагоны компания потратит $1,3 млрдИлья Хренников Инвестиционные планы компании "Российские железные дороги", унаследовавшей хозяйственные функции МПС, не уступают министерскому размаху. При этом беспрецедентную сумму - около 40 млрд руб. - компания планирует потратить на модернизацию и покупку вагонов. Частные перевозчики опасаются, что РЖД лишь усилит свои монопольные позиции на рынке перевозок. Как сообщила вчера начальник департамента инвестиционной деятельности РЖД Галина Крафт, инвестиционная программа компании на будущий год составит около 135 млрд руб. (около $4,5 млрд) , 118 млрд руб. из которых - средства компании. Как рассказали "Ведомостям" в пресс-службе РЖД, почти 30% инвестиций - около 40 млрд руб. - пойдет на модернизацию и закупку нового подвижного состава и локомотивов. Правда 11 млрд руб. из них отводится на схему лизинга, опробованную МПС в нынешнем году. "Нет ничего удивительного в том, что инвестпрограмма РЖД больше, чем у МПС (125 млрд руб. в 2002 г. ). Ведь и объемы перевозок, и доходы отрасли растут. Правда, ОАО, в отличие от министерства, может использовать финансовые инструменты - кредиты и облигации. Странно, почему они не пытаются этого делать", - говорит директор департамента "ФБК-Консалтинг " Игорь Николаев. А вот запланированные расходы на обновление подвижного состава он называет беспрецедентными: "Такого объема закупок не было с середины 1990-х". По словам Галины Крафт, РЖД собирается купить 13 000 новых полувагонов, 580 пассажирских вагонов и 60 локомотивов. Как передает ее слова "Интерфакс", компания намерена обеспечивать более половины перевозок нефти и нефтепродуктов и будет "резко увеличивать" приобретение цистерн. "Обещать - не значит жениться, - комментирует планы РЖД представитель одного из вагоностроительных заводов. - У меня возникает ощущение дежа вю. Ровно год назад МПС также заявляло, что хочет закупить 9000 вагонов на "Уралвагонзаводе" и 3000 - на "Алтайвагоне". И где они? По-моему, и в РЖД ситуация аналогичная министерству. Принимается годовой бюджет, и в нем опция - или заложить побольше денег на инвестпрограмму, или на выплаты государству. Выбирается инвестпрограмма, которая потом недовыполняется и которую государство вообще не может проконтролировать". Представитель транспортной компании, владеющей большим парком полувагонов, считает планы РЖД по закупке вагонов вполне оправданными: "Парк полувагонов сильно изношен, их объективно не хватает. А система тарифов такова, что на многих направлениях - особенно дальних и тех, где нет обратной загрузки, - частным компаниям невыгодно покупать и использовать собственные полувагоны". А вот сотрудника крупной нефтетранспортной компании не пугают намерения РЖД довести свою долю в железнодорожных перевозках нефти и нефтепродуктов до 50%. "Чтобы сравняться по парку с частниками, РЖД придется купить 14 000 цистерн. По нынешним ценам это обойдется примерно в $610 млн". Но он обращает внимание на недавнее ухудшение экономики нефтеналивных перевозок: МПС обложило нефтяников особым сбором (669 руб. с цистерны) для компенсации расходов на разгрузку-выгрузку своих вагонов при таможенных и прочих проверках, а с 1 сентября на 12% выросли тарифы на перевозки нефтегрузов через погранпереходы в собственных вагонах. "В итоге срок окупаемости цистерны увеличился с 6 - 7 до 11,5 лет. Может, РЖД рассчитывает вытеснить нас с рынка", - рассуждает транспортник. |