Европе не все едино. В Риме обсудили проект общеевропейской конституцииВ субботу в Риме прошло заседание межправительственной конференции стран-членов и кандидатов в члены Евросоюза. Обсуждался проект конституции будущей единой Европы. Как показало обсуждение, шансы на принятие проекта в его нынешнем виде ничтожны: большинство стран требуют внесения принципиальных изменений. Причем разногласия столь многочисленны, что союзники по одним принципиальным вопросам оказались противниками по другим. Конвент не оправдал своего названия Проект новой конституции ЕС был представлен в июне нынешнего года общеевропейским конвентом во главе с экс-президентом Франции Валери Жискар д`Эстеном. Сам конвент был создан по решению брюссельского саммита ЕС, состоявшегося в декабре 2001 года. Почти полтора года работы привели к созданию документа, который, по мнению его 105 авторов, стал компромиссом между многочисленными и весьма разнородными предложениями о будущих принципах построения единой Европы. Наиболее принципиальные нововведения, которые предполагается ввести в действие с 1 января 2005 года, сводятся к следующему. Вместо нынешнего полугодичного председательства в ЕС всех стран на принципах ротации предлагается ввести должность президента Евросоюза, избираемого лидерами стран-членов на срок 2,5 года с возможностью продления до 5 лет. Одновременно вводится должность министра иностранных дел ЕС. Численность Еврокомиссии предлагается сократить с нынешних 20 человек (после присоединения к ЕС 10 новых членов в 2004 году число еврокомиссаров возрастет до 25 человек) до 15. Существенно ограничится сфера вопросов, при голосовании по которым страны-члены ЕС имеют право вето, и изменится система принятия решения в сторону большего, чем ныне, учета численности населения конкретных стран. По замыслу авторов проекта и лидеров шести стран-основателей Евросоюза (Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), обсуждение проекта не должно было занять длительное время. Окончательно принять общеевропейскую конституцию планировалось уже на саммите ЕС в Риме в декабре с тем, чтобы к выборам в Европарламент обновленного ЕС в июне 2004 года уже прийти с новой конституцией. Особенно заинтересована в скорейшем принятии конституции Италия страна, председательствующая в ЕС в нынешнем полугодии. Принятие конституции до конца 2003 года получило бы дополнительное символическое звучание: как известно, первым документом, легшим в основание Евросоюза (тогда Европейского экономического сообщества) стал Римский договор от 1957 года. При этом любопытно, что до своего вступления в должность председателя 1 июля нынешнего года Италия была в числе наиболее активных противников европейской конституции. Субботняя конференция в Риме показала, что надеждам на скорое принятие общеевропейской конституции вряд ли суждено сбыться. Слишком многое в ее проекте вызвало возражения со стороны как нынешних, так и будущих членов ЕС, а конвент (в буквальном переводе с французского "объединение"), похоже, не оправдал своего названия. Малые страны против больших Наиболее резкие возражения вызвали предложения по реформе системы власти в ЕС. "Малые" страны увидели в предлагаемой реформе ущемление своих прав. Если сегодня каждой из них гарантировано председательство в ЕС на полгода (пусть даже раз в 12,5 лет) и как минимум одно место в Еврокомиссии, то после принятия новой конституции эти должности почти наверняка отойдут к большим странам. Еще накануне конференции лидеры Австрии и Финляндии (стран-членов ЕС), а также Венгрии, Словении, Чехии, Мальты и Литвы (кандидатов на вступление в 2004 году) обратились к итальянскому премьеру Сильвио Берлускони с требованием внести кардинальные изменения в проект и "уважать принцип равенства". В ответ на это глава МИД Италии Франко Фраттини заявил, что не следует "открывать ящик Пандоры, а на требование семи стран, требующих открыть новые дебаты по фундаментальным принципам проекта, надо ответить отказом". На конференции эту же позицию заняли и лидеры Германии и Франции. Канцлер Герхард Шредер предложил всем, "кто хочет разрушить достигнутое согласие, найти новый компромисс". А президент Жак Ширак слово в слово повторил высказывание итальянского министра о "ящике Пандоры". Предложение о реформе системы голосования в сторону большего учета численности населения стран вызвало возражения Испании и Польши, которым по договору Ниццы от декабря 2000 года дается по 27 голосов на заседаниях Совета министров стран ЕС. Для сравнения Франция, Германия, Великобритания и Италия имеют по 29 голосов, что явно не отражает соотношение численности населения этих стран. По проекту новой конституции, решения ЕС будут считаться принятыми, если за них проголосует как минимум половина стран-членов, представляющих не менее 60% населения Союза. И наконец, ограничение права вето вызвало резкие возражения Великобритании, настаивающей на своей особой роли в таких вопросах, как внешняя политика, оборона и налоги. Жак Ширак пошел против Бога Еще один вопрос, вызывавший острые разногласия в ходе всех 16 месяцев работы конвента, вновь встал во весь рост на конференции в Риме. Это вопрос об упоминании роли религии в истории и современной жизни Европы. Проект, предложенный конвентом, дает весьма расплывчатую формулировку, отмечая, что Европа "вдохновляется культурным, религиозным и гуманистическим наследием". На всем протяжении работы конвента папа римский Иоанн Павел II настоятельно призывал авторов конституции включить в проект прямое упоминание о Боге и о роли христианства. В поддержку призывов Ватикана на конференции в Риме наиболее активно выступили лидеры трех католических стран Европы Польши, Испании и Италии. К явному удивлению и разочарованию авторов проекта, за христианство вступились представители еще как минимум шести стран Германии, Ирландии, Австрии, Португалии, Словакии и Нидерландов. Как заявил канцлер Шредер, "Германия не станет противиться включению в конституцию явного упоминания о Боге и религии. У меня нет никаких проблем с этим предложением". Наиболее резко против такого предложения выступил президент Франции Жак Ширак. По его словам, "во Франции каждый волен исповедовать свою религию или не исповедовать никакую. Никому не должно отдаваться никакого предпочтения в вопросах религии". Пока не определила свою позицию Великобритания. Как заявил глава форин-офиса Джек Стро, "этот вопрос способен помочь Европе объединиться, но может стать и причиной разобщения. Все зависит от текста. Давайте подождем и посмотрим". Как отмечают все наблюдатели, столь резкая позиция критиков упоминания о христианских традициях Европы вызвана, во-первых, растущим числом мусульманского населения (особенно во Франции), а во-вторых, нежеланием портить отношения с Турцией, которая стоит в очереди на вступление в Евросоюз. Печальные перспективы Как ни призывал председательствовавший на конференции в Риме итальянский премьер Сильвио Берлускони сосредоточиться на уже имеющемся тексте и не открывать заново старую дискуссию, устранить принципиальные разногласия не удалось. Как сообщили наблюдатели после окончания заседания, пока ни одна из стран, требующих пересмотра проекта конституции, не выразила готовности пойти на компромисс. Единственным результатом стала Римская декларация, выдержанная в весьма обтекаемых формулировках и называющая проект конституции ЕС "хорошим фундаментом" для дальнейшей работы. Как заявила глава МИД Швеции Лайла Фрейвальдс (лишь в пятницу назначенная на этот пост после убийства Анны Линд), дискуссия не закончится до декабря. Она же к явному неудовольствию итальянского премьера предсказала новый срок для завершения дебатов: март 2004 года, когда председателем ЕС уже будет не Италия, а Ирландия. А премьер Люксембурга Жан-Клод Жюнкер даже отметил, что переговоры в Риме не принесли никакой пользы. Впрочем, пока работа над проектом пойдет своим чередом. 14 октября в Люксембурге состоится заседание с участием глав МИД всех 15 стран-членов и 10 кандидатов. Как мрачно пошутил итальянский премьер Берлускони, к министрам придется "применить метод, применяемый для избрания папы римского запереть в одной комнате и не выпускать, пока мы не увидим белый дым". Впрочем, дело не в одних министрах и даже не в главах государств и правительств. Даже если им удастся договориться, конституция не вступит в силу, пока ее не ратифицируют все страны-члены ЕС. К тому же ряд стран (к примеру, Дания и Ирландия) уже приняли решение о проведении референдума. А как показывает опыт, уговорить избирателей порой бывает куда труднее, чем чиновников и политиков. МОНИКА Ъ-ЛЕНХАРД, БОРИС Ъ-ВОЛХОНСКИЙ Источник: КоммерсантЪ |