06.10.2003

Прокуроры ищут схемы. С помощью которых "ЮКОС" недоплачивал налоги



Алексей Никольский
Татьяна Лысова

         Генпрокуратура всю пятницу искала доказательства налоговых махинаций нефтяной компании "ЮКОС". Следователи обыскали даже лицей для сирот и офис председателя налогового подкомитета Госдумы Владимира Дубова. Эксперты говорят, что обвинения в неуплате налогов могут ударить по капитализации компании, а источники в силовых структурах подтверждают, что следственные действия не случайно совпали с завершением слияния "ЮКОСа" и "Сибнефти".

        Утром в пятницу "ЮКОС" и "Сибнефть" подтвердили, что сделка по слиянию компаний завершена. В результате слияния на рынке появится компания с капитализацией $45 - 50 млрд, которая займет седьмое место среди крупнейших нефтяных компаний мира. А в полдень следователи Генпрокуратуры в сопровождении нескольких десятков автоматчиков появились в спонсируемом "ЮКОСом" лицее для сирот "Коралово" в Звенигородском районе Подмосковья, где изъяли, по словам сотрудника лицея, старый 386-й компьютер. В тот же день следователи посетили и подмосковный поселок группы МЕНАТЕП в Жуковке. Адвокат находящегося под стражей гендиректора группы Платона Лебедева Антон Дрель рассказывает, что обыски прошли в доме Лебедева, бизнес-центре МЕНАТЕПа и офисе совладельца "ЮКОСа", депутата Госдумы Владимира Дубова. Находящийся рядом офис самого Дреля не обыскивали.

        Дубову принадлежит 7% акций группы МЕНАТЕП, контролирующей 61% акций "ЮКОСа".

        Операция правоохранителей вынудила председателя правления "ЮКОСа" Михаила Ходорковского покинуть конференцию Всемирного экономического форума, не дожидаясь выступления президента Владимира Путина. Ходорковский рассказал "Ведомостям", что ему позвонила жена, напуганная появлением рядом с домом людей с автоматами.

        В тот же день замначальника управления Генпрокуратуры по расследованию особо важных дел Ирина Алешина заявила журналистам, что во время обысков следователи искали информацию о схемах, которые "ЮКОС" мог использовать для неуплаты налогов "начиная с 1997 г. ". Алешина сказала, что никакого нарушения закона при обыске кабинета депутата Дубова не было, поскольку его адвокаты не смогли предъявить доказательств, что это служебный офис. Но адвокат Дубова Борис Абушахмин утверждает, что предъявлял следователю Салавату Каримову подлинник договора субаренды, доказывающий, что помещение снимается депутатом Госдумы для служебных целей. Каримов поначалу не решился на обыск, но, сделав несколько звонков, примерно через час все же обыскал офис депутата. Абушахмин назвал действия следователя грубым нарушением закона о статусе депутата, поскольку обыскивать занимаемые депутатами Госдумы служебные и жилые помещения можно только с согласия нижней палаты парламента. А адвокат Александр Добровинский уточняет, что для подтверждения "депутатского иммунитета" помещения достаточно не только документов об аренде, но и простой таблички на двери, где указано, чей это офис.

        Источник в Генпрокуратуре уточнил, что обыски проводились в рамках расследования дела о неуплате налогов подразделениями "ЮКОСа" через компании, зарегистрированные в ЗАТО Лесное Свердловской области (дело по этому эпизоду было возбуждено еще в июле). В этом налоговом деле есть и другие эпизоды, говорить о которых прокурор считает "преждевременным". Эпизоды, касавшиеся лично Платона Лебедева, выделены в отдельное дело, которое завершено и с которым с конца августа знакомятся адвокаты, но все остальные дела в отношении "ЮКОСа", по словам прокурора, "продолжают расследоваться".

        Пресс-служба "ЮКОСа" распространила в пятницу заявление, в котором призвала к скорейшему проведению открытых судебных слушаний по всем делам, связанным с компанией, что "могло бы помочь поставить точку в этой постыдной для нашей страны истории".

        Аналитик "Атона" Стивен Дашевский констатирует, что обыски привели к падению курса акций "ЮКОСа" с $16 до $15,2. А Константин Резников из Альфа-банка считает, что обвинения в налоговых правонарушениях представляют для инвесторов особенно большой риск, поскольку в результате могут снизиться финансовые показатели компании. По мнению Дашевского, обвинения по приватизации "Апатитов" или какие-то чисто уголовные дела менее опасны, чем налоговые обвинения, поскольку последние касаются "нынешнего "ЮКОСа", а не прошлого его акционеров и сотрудников".

        Сам Ходорковский не стал вчера делиться с "Ведомостями" своими версиями происшедшего в пятницу, пообещав это сделать сегодня на пресс-конференции. Он сказал лишь, что не очень беспокоится из-за претензий следователей по поводу налоговой практики компании. "Столько налоговых проверок, сколько прошло в нашей компании, столько судов с налоговыми органами, сколько у нас, я думаю, не было ни у кого. Вся наша налоговая практика подтверждена аудитом и выигранными делами. А следователям прокуратуры в этой сфере, я думаю, тяжело тягаться с налоговыми полицейскими", - пояснил Ходорковский.

        Сотрудник спецслужб, пожелавший остаться неназванным, считает, что обыски не случайно совпали с объявлением о завершении сделки "ЮКОСа" и "Сибнефти" и визитом в Москву президента ExxonMobil Ли Реймонда, который в пятницу встречался с премьер-министром Михаилом Касьяновым. Exxon/Mobil фигурирует в шорт-листе возможных покупателей крупного пакета акций объединенной российской компании. По мнению источника "Ведомостей", обыски призваны напомнить потенциальным иностранным покупателям "ЮКОСа" о том, что уголовные дела в отношении компании не закрыты. "Генпрокуратура напоминает инвесторам, что у "ЮКОСа" имеются незакрытые позиции в отношениях с правоохранительными органами", - подтверждает источник, близкий к руководству Генпрокуратуры.

Источник: Ведомости