06.10.2003

Россиянам предложат есть лапшу. Макароны нынче дороги



Производители макарон повышают цены на свою продукцию. По их словам, в этом виновата ситуация на рынке зерна — его слишком мало и оно слишком дорогое. Макаронщики говорят, что вместе с клиентами пострадают и они сами — число производителей в этом году может сократиться.

Снижение общего валового сбора зерна привело к дефициту сырья в отрасли и к существенному росту цен на него. По данным компании "Алтан" (владеет Поспелихинской макаронной фабрикой), в прошлом году было продано 800 тыс. тонн макарон, и в этом году продажи будут снижаться. "Сейчас твердая пшеница 3-го класса на мельнице, например, в Челябинске, стоит 6 тыс. рублей, а в Москве — все 6.8 тыс. рублей", — говорит гендиректор "Алтана" Валерий Покорняк.

По словам руководителя бизнес-блока "Макароны" компании "Росхлебопродукт", гендиректора макаронной фабрики "Экстра-М" Алексея Пурусова, на рынке сложилась непростая ситуация, и рентабельность бизнеса падает. По его словам, в итоге это приведет к отсеву мелких игроков, а оставшаяся часть рынка перейдет на нормальный уровень рентабельности путем логичного повышения цен на макароны в пропорции к повышению цен на муку.

Пока глобального исхода из отрасли не случилось. Цены же, по данным Валерия Покорняка, уже повысились примерно на 30%. Дальнейшие колебания цен будут зависеть от изменений стоимости зерна. Так что говорить о том, что это повышение окончательное, не приходится.

Но производители макарон могут не только сыграть на ценах. У них в запасе еще два варианта, но при их использовании на рынке станет меньше высококачественной продукции. К примеру, те, кто развивает производство фасованной продукции, может перейти в сегмент весовых изделий или же вместо макарон из твердых сортов пшеницы (группа А) увеличить выпуск макарон из мягкой пшеницы (группа Б). И то и другое будет приемлемо для производителей, потому что зерно в производстве весовых макарон и макарон группы Б дешевле.

С другой стороны, когда отечественные макароны не только дорожают, но и переходят в более низкий качественный сегмент, потребитель может отдать предпочтение их зарубежным конкурентам. Кстати, потребление этих макарон растет. Сейчас доля импортных макарон на российском рынке составляет 4.7%, а год назад она была 3.2%.

С критической ситуацией на рынке макарон, и в частности с сырьем, не совсем согласны зерновые аналитики. По словам эксперта компании Unidell Владимира Петриченко, в этом году урожай хоть и небольшой, но качество пшеницы существенно выше, а это как раз и важно для макаронного бизнеса. Кроме того, многие фабрики расположены близко к тем зонам, где зерна в достатке, например в Сибири, на Южном Урале. Там не только своей пшеницы хватает, но и казахстанская под боком. По мнению директора Института конъюнктуры аграрного маркетинга Дмитрия Рылько, повышение цен на зерно может сказаться только на производстве весовых макарон. В то же время подорожание сырьевой составляющей в фасованных макаронах может пройти незаметно для потребителя — эти макароны и так дешевыми не назовешь.

Источник: YARMARKA.NET