22.09.2003

ГОСПОДА, НАС ПОСЧИТАЛИ!


    
Десятилетие РАРА, наступившее на прошлой неделе, ознаменовалось как минимум двумя особенно заметными событиями: профессиональной тусовкой на полторы тысячи человек на крытом мосту через Москва-реку и обнародованием рейтинга популярности российских рекламных агентств. Первое событие, как и следовало ожидать, сплотило массовые рекламные ряды хотя бы на один вечер, второе усилило центробежные тенденции, присущие этому творческому сообществу, и породило массу нареканий уже хотя бы потому, что в рейтинге упоминаются 23 агентства, тогда как только в РАРА их входит более ста.
     Обсуждение, развернувшееся на Sostav.ru после публикации рейтинга, содержало массу критических высказываний, в которых не столько подвергалось сомнению поименное лидерство упомянутых агентств, сколько вообще принцип составления данного рейтинга. Высказывания типа: "По какому праву?" и "На основании чего?", побудили администрацию портала внести предельную ясность в этот вопрос, тем более что появление подобного рейтинга (особо подчеркну, впервые) является очень показательным фактом для рекламного рынка России.
     Самооценка - такая вещь, объективность в которой соблюсти крайне затруднительно, а потому критерии определения популярности агентств должны быть максимально прозрачными хотя бы для того, чтобы подвергаться столь же беспощадной критике, как и сам рейтинг.
     Между тем ничего революционного при составлении рейтинга популярности функционеры РАРА не придумывали, а взяли, по их собственному признанию, стандартную методику, которую применяют PR-агентства. В соответствии с ней, сначала на вопросы анкеты отвечали члены РАРА, т. е. представители тех самых агентств, степень популярности которых и должны были определить в последствии. Они перечислил пять наиболее авторитетных на рекламном рынке СМИ. Суммарно их оказалось более 40. Затем были выделены СМИ, упоминаемые более трех раз, и список сократился до 14. А именно: "Коммерсант", "Коммерсант-Деньги", "Ведомости", "Известия", "Комсомольская правда", ИД Гребенникова, Sostav.ru, "Наружка", "Профиль", "Эксперт", "Компания", "Итоги", "Деловой Петербург", "Независимая газеты".
     А уже после сотрудники этих изданий отвечали на вопросы анкеты РАРА и по пятибалльной шкале оценивали пять лучших, по их мнению, рекламных агентств. После чего, для каждого упомянутого агентства высчитывалась общая сумма баллов, которые и определили степень его популярности среди СМИ, о чем через эти самые СМИ рекламистам и сообщили.
     Попытка свести создание данного рейтинга к разделению рекламных агентств на "лучших" и "худших" не выдерживает критики, поскольку, по утверждению руководителей РАРА, это "имиджевый рейтинг рекламных агентств России, основанный на мнении представителей средств массовой информации, пишущих по тематике бизнеса и рекламы". Другой вопрос, что в дальнейшем РАРА собирается продолжить опыт составления рейтингов рекламных агентств уже с учетом их "профпригодности". Тогда действительно будет, о чем поспорить. А пока стоит порадоваться, что нас впервые посчитали - счет профессионалам открыт.

Наталья Боровкова
главный редактор Sostav.ru