"АвтоВАЗ" догоняет ГАЗ. В реформировании системы сбыта запчастейВладимир Штанов Глеб Столяров САМАРА - "АвтоВАЗ" решил изменить систему сбыта запасных частей к своим автомобилям. Уже в следующем году ВАЗ рассчитывает увеличить продажи запчастей на 500 млн руб. за счет сокращения числа посредников и вытеснения контрафактной продукции с рынка. Второй по величине российский автопроизводитель, ГАЗ, начал делать это раньше и уже добился заметных результатов. "АвтоВАЗ" напрямую поставляет запчасти примерно 100 компаниям, за которыми стоят несколько сотен посредников, а также более 500 предприятий дилерско-дистрибьюторской сети. Реализация "газовской" продукции, включая запасные части, ведется через дочернюю структуру предприятия - ТД "РусАвтоГАЗ". Продукция поставляется более 100 организациям, примерно 40 из которых - официальные дилеры. Автозавод ознакомил своих партнеров с программой реформирования системы сбыта запчастей 18 сентября. Программа рассчитана до конца 2005 г. , но основные реформы намечены на январь 2004 г. Представитель "АвтоВАЗа" сообщил "Ведомостям", что через фирменную розничную сеть автозавода продает запчасти примерно на 8 - 9 млрд руб. в год. А в следующем году продажи фирменных запасных частей для автомобилей "ВАЗ" должны увеличиться примерно на 0,5 - 1 млрд руб. за счет вытеснения контрафактной продукции. "В частности, мы планируем увеличить число розничных точек и обозначить те места, где можно купить фирменные запчасти", - говорит представитель "АвтоВАЗа". Руководитель одной из дилерских компаний "АвтоВАЗа" заметил, что сегодня рынок контрафактных запчастей для автомобилей "ВАЗ" оценивается примерно в 30 - 40% от общего объема продаж фирменных автокомпонентов. А вот поддельных "газовских" запчастей, по мнению экспертов, продается меньше - примерно 20%. Ильдар Хасаншин, заместитель гендиректора и директор департамента запчастей и технического сервиса торгового дома "РусАвтоГАЗ", подтвердил эту цифру: "Ежегодный выпуск альтернативных запасных частей мы оцениваем примерно в 700 млн руб. ". По его словам, ГАЗ продает запасных частей на 3,1 млрд руб. в год. Представитель "АвтоВАЗа" считает, что росту продаж запчастей его завода должно помочь и запланированное сокращение числа посредников и введение единых оптовых цен. "Конкурировать с контрафактной продукцией можно и просто сблизившись в цене, - говорит он. - Но сегодня у нас не урегулировано количество звеньев в цепочке перепродаж запчастей. После сокращения числа посредников оптовые цены будут отличаться только на величину транспортной составляющей". В 2004 г. число прямых договоров с "АвтоВАЗом", по словам представителя завода, должно резко сократиться. А запчасти, произведенные самим ВАЗом, будет получать только компания "СОЛО", близкая к самарской группе "СОК". В самой группе это пока не комментируют. Другой автозавод, ГАЗ, уже сократил число посредников. "Раньше мы работали с 360 компаниями, но из-за ужесточения требований их количество уменьшилось более чем в три раза", - говорит Хасаншин. По его словам, в 2004 г. реализация запчастей в фирменных точках ГАЗа должна вырасти примерно на 400 млн руб. - в основном за счет повышения качества розничных продаж. Аналитик "Тройки Диалог" Андрей Кормилицын считает, что упорядочение системы сбыта запчастей, проводимое автозаводами, - "своевременный и правильный шаг". "Продажа запчастей - прибыльный кусок бизнеса", - говорит он. По мнению аналитика, "АвтоВАЗ" выиграет, если передаст сбыт запчастей специализированной структуре. |