15.09.2003


Подведены итоги исследования "Использование и эффективность PR технологий в коммерческой среде"



В течение июля/августа 2003 г. центром PR-консалтинга Publicity Creating проведено исследование "Использование и эффективность PR-технологий в коммерческой среде". Это первое исследование подобного рода, проведенное в Украине. В форме личного интервью было опрошено 118 представителей ведущих компаний, которые работают на 10 основных рынках - строительство, IT, связь, медицина, страхование, продукты питания, автомобили, сырье, другие. Анкета состояла из 16 вопросов. Участниками исследования стали сотрудники, которые отвечают за направление PR в своих компаниях. В результате, изучено мнение представителей коммерческой среды, относительно эффективности использования PR, выявлены наиболее часто используемые инструменты PR и типичные проблемы в области PR, которые возникают в работе компаний.

Некоторые результаты исследования.

Исследование подтвердило количественный рост рынка PR - в каждой крупной компании существует сотрудник, который отвечает за PR-продвижение. То, что в большинстве компаний такие функции выполняют сотрудники, непосредственным образом связанные с маркетинговой службой (более 40%), подтверждает признание того факта, что PR является важной частью маркетинговых коммуникаций. Кроме того, 24% опрошенных коммерческих компаний обладают штатным PR-специалистом, что также свидетельствует о развитии PR в Украине. Отдел PR как отдельная структурная единица существует в 11,8% опрошенных компаний.

По результатам исследования, наиболее часто используемыми инструментами PR в практике коммерческих компаний являются: статьи в прессе (89,9%), участие в выставках (77,3%) , акции (76,5%) и распространение пресс-релизов (74,8%). Организация презентаций (71,4%), репортажи на радио и ТВ (59,7%), проведение пресс-конференций (53,8%) также являются часто используемыми инструментами PR.

Основной проблемой в области PR, с которой сталкиваются компании, является низкая информированность аудитории - ее указали 52,9% опрошенных. Две другие значимые проблемы в области PR для коммерческих компаний - распространение негативной информации - 39,5%, и высокая PR-активность конкурентов - 32,8% опрошенных.

Результаты исследования показали, что отличия между PR и рекламой становятся все более очевидными для представителей коммерческих компаний - это отразилось в ответах на вопросы о целях и аудиториях рекламы и PR. Главными целями, которые достижимы с помощью рекламы, названы известность/узнаваемость ТМ (52,1% опрошенных), краткосрочное увеличение продаж и имидж ТМ (44,5% и 42,9%, соответственно). В то же время, главными целями PR респонденты справедливо считают построение репутации компании (74,8%), формирование доверия к компании (68,9%), а также уважение к компании, имидж торговой марки, известность компании (59,7%, 58,8% и 56,3% опрошенных, соответственно).

Главными аудиториями, на которые воздействует реклама, по мнению участников исследования. являются конечные потребители (92,4% опрошенных) и широкие слои населения (такой ответ выбрали 62,2% опрошенных).

В отличие от рекламы, основными аудиториями PR-воздействия, по мнению респондентов, являются:
- деловая среда (так считают 69,7% опрошенных),
- партнеры (дистрибьюторы, дилеры) - (61,3%),
- конечные потребители (59,7%),
- средства массовой информации и общественной организации (52,1%).

99,2% опрошенных считают, что репутация компании влияет на увеличение продаж - прямо или косвенно.
Более половины (60%) участников опроса считают PR-активность компании на рынке конкурентным преимуществом (еще 32% опрошенных склоняются к этому мнению).

Как отметил директор Publicity Creating Валерий Курейко, результаты исследования ярко продемонстрировали, что PR в коммерческой среде рассматривается как фактор, который влияет на продажи и способен оказать значительное влияние на рыночные позиции компании. Репутация, доверие к компании, известность компании воспринимаются субъектами коммерческой среды не как "высокие материи" или отвлеченные понятия, а в качестве конкурентных преимуществ на рынке.
Также видна динамика качественного роста и структурирования рынка PR- если по итогам опроса, проведенного Publicity Creating в 1999 году, с PR-агентствами сотрудничали лишь 5% компаний, то сегодня эта цифра составляет 24%. Большинство опрошенных - 72% - ощущает необходимость в PR-консалтинге. Желание сотрудничать с украинскими PR-агентствами выразили 87% участников исследования.