Без туалетной бумаги. Решил остаться "Нойзидлер Сыктывкар"Илья Хренников Компания "Нойзидлер Сыктывкар" (бывший Сыктывкарский ЛПК) решила избавиться от непрофильной "дочки" - ОАО "Сыктывкарские бумизделия", третьего по величине в России производителя туалетной бумаги. На покупку этого предприятия претендует американская корпорация Georgia Pacific, продающая по всему миру сангигиенической продукции на $6 млрд в год. ОАО "Нойзидлер Сыктывкар" (до января 2003 г. - Сыктывкарский ЛПК) - крупнейший в России производитель офсетной (типографской) и офисной бумаги (доля рынка - около 40% ). Производит также газетную бумагу и картон. В прошлом году "Нойзидлер" выпустил 679 500 т готовой продукции на сумму 9,4 млрд руб. С весны 2002 г. 87,9% акций комбината принадлежат австрийской группе Neusiedler, входящей в состав лесопромышленного подразделения Mondi корпорации Anglo American (последняя известна как совладелец мировой алмазной монополии De Beers). "Специализация Neusiedler - производство офсетной и офисной бумаги. Остальные производства для нас во многом непрофильные", - заявил "Ведомостям" гендиректор "Нойзидлер Сыктывкара" Ринат Старков. По его словам, компания вынуждена смириться с российской спецификой и самостоятельно обеспечивать себя лесосырьем и электроэнергией, хотя европейские лесопромышленники привыкли покупать эти ресурсы на рынке. Как признается Старков, мощности по выпуску газетной бумаги компании не нужны, но продавать их сейчас невыгодно. Цены на эту продукцию находятся на пике своего минимума, и ведущие мировые производители газетной бумаги работают на грани рентабельности - им не до новых приобретений. Производство картона "Нойзидлер Сыктывкар" решил сохранить, поскольку его головная компания Mondi делает из картона упаковочную продукцию. Зато компания приняла решение продать свою 100% -ную "дочку" - ООО "Сыктывкарские бумизделия". Эта компания с выручкой 402 млн руб. - третий в России производитель туалетной бумаги (ее продукция известна под маркой "56 метров"). В прошлом году "Сыктывкарские бумизделия" выпустили 85,4 млн рулонов бумаги: это примерно 11,3% от общероссийского производства, которое суммарно оценивается в $120 - 130 млн в год. По данным портала Lesprom.Ru, больше туалетной бумаги делают лишь Набережночелнинский КБК (32,8% рынка) и компания "Светогорск-Тишью" (27,9% ) в Ленобласти, подконтрольная шведскому лесопромышленному концерну SCA. "Для нас продукция сангигиены (tissue) - это непрофиль. Мы ведем переговоры о продаже "Сыктывкарских бумизделий" с американской корпорацией Georgia Pacific, - говорит гендиректор "Нойзидлер Сыктывкара". - Хотя интерес [к покупке акций] проявляют и несколько небольших российских компаний, а также менеджмент предприятия". Представитель Georgia Pacific Грег Гест отказался комментировать "рыночные слухи", но пояснил, что российский рынок интересен компании. Через свой финский офис Georgia Pacific продает в России продукцию сангигиены под маркой Lotus и даже имеет собственные производственные мощности в подмосковной Ивантеевке. Из годового оборота Georgia Pacific в $23 млрд около $6 млрд приходится именно на продажи сангигиенической продукции. "Желание фокусироваться на профильном бизнесе естественно, ведь среди мировых лесопромышленных компаний сложилась определенная специализация по продуктовым линиям и рынкам", - говорит Андреас Коч из пресс-службы шведской SCA. Он напомнил, что похожая ситуация была в 1998 г. в Светогорске (Ленобласть). Тогда Светогорский ЦБК приобрела корпорация International Paper (IP) , чтобы развивать производство офсетной и офисной бумаги (сейчас "IP Светогорск" - основной конкурент "Нойзидлер Сыктывкара" в России). А выделенное из ЦБК сангигиеническое производство "Светогорск-Тишью" за $26 млн выкупила SCA - крупнейший игрок на европейском рынке продукции сангигиены - и теперь выпускает там бумагу под марками Zewa, Tork и "54 метра". Источник: Ведомости |