05.09.2003

Сделка Boeing на $20 млрд под угрозой срыва



Марианн Брен-Рове, Питер Спигел, Энн Мари-Скео

Американский сенатор Джон Маккейн может заблокировать контракт компании Boeing на поставку 100 самолетов-топливозаправщиков для американских ВВС общей стоимостью более $20 млрд. Он считает, что от заключения этой сделки выиграет только Boeing, но не налогоплательщики. Boeing вела многотрудные переговоры по контракту в течение двух лет. Но в последний момент Маккейн, председатель сенатского комитета по торговле, выступил с заявлением о том, что данный контракт - это "вымогательство со стороны военно-промышленных групп". По его словам, правительство пытается помочь Boeing поддержать производство самолетов серии 767, хотя армии они не очень нужны.

В доказательство своих слов Маккейн, один из самых авторитетных американских законодателей в области обороны, предоставил сотни документов, которые он получил от Boeing, начальства ВВС и бюджетного комитета правительства. Это переписка и электронные сообщения, подтверждающие, насколько упорно компания лоббировала контракт. Самыми неприятными для Boeing могут оказаться письма, в которых представители власти выражают желание поддержать компанию.

Последние несколько дней военным приходилось отвечать на вопросы Маккейна и других конгрессменов на парламентских слушаниях. Комитеты по обороне сената и палаты представителей конгресса уже одобрили сделку с Boeing. Но окончательное решение должен принимать весь парламент.

Сделка не нравится депутатам в том числе и потому, что это лизинговый контракт, в то время как покупка самолетов обошлась бы бюджету дешевле. В мае начальство ВВС оценило контракт в $16 млрд. Купить самолеты было бы ненамного дороже, а по условиям готовящейся сделки по прошествии шести лет правительству придется доплатить еще $4 млрд, чтобы их выкупить.

Еще законодателей волнует то, что по соглашению с ВВС для производства и сдачи самолетов в аренду Boeing должен будет создать отдельную компанию. "[Проект Boeing] выглядит так, будто он был списан с бизнес-плана Enron, - говорит Питер Фитцджеральд, сенатор из штата Иллинойс, где находится штаб-квартира Boeing. "ВВС используют специально создаваемую структуру таким образом, что реальная цена самолетов и детали контракта не до конца известны", - отмечает он.

Вчера Маккейн продолжал отстаивать свою точку зрения на заседании сенатского комитета по вооруженным силам, чей вердикт будет решающим для контракта с Boeing.

В числе документов, представленных Маккейном и касающихся переговоров с Boeing, - письмо Джорджу Бушу от Нормана Дикса, конгрессмена из штата Вашингтон, где Boeing собирается производить самолеты серии 767. В письме Дикс просит Белый дом посодействовать сделке, чтобы поддержать бизнес Boeing, пострадавший из-за терактов 11 сентября 2001 г. "Поддержать авиастроительную отрасль целесообразно и необходимо, - писал Дикс в октябре 2001 г. - У нас есть уникальная возможность решить одновременно и проблемы Boeing, и острые вопросы модернизации ВВС и морской авиации".

Некоторые из электронных сообщений могут также стать доказательством того, что Boeing получал от военных конфиденциальную информацию, касающуюся своего главного конкурента в оборонной области - европейского концерна Airbus. Европейская компания тоже пытается договориться с США о поставках A330, переоборудованных под топливозаправщики. В электронном письме от одного из руководителей Boeing другому говорится, что один из высших чинов ВВС "несколько раз предупреждал", что цена A330 на $5 - 17 млн ниже, чем у Boeing-767.

На слушаниях в среду отбиваться от атак Маккейна пришлось Джеймсу Рошу, министру ВВС, и представителям Boeing. Из полученных Маккейном электронных сообщений следует, что Boeing активно обрабатывал Роша, чтобы провести контракт на поставку заправщиков сначала через комитет Маккейна, а потом через конгресс.

Рош сообщил, что находящимся на вооружении самолетам-заправщикам больше 40 лет и они начинают ржаветь, поэтому решение ведомства как можно скорее начать закупку новых машин обоснованно. "Я считаю, что мы завершаем сделку, которая нам нужна", - сказал Рош. (WSJ, FT, 2 - 4. 09. 2003, Кирилл Корюкин)

Источник: Ведомости