18.08.2003

Анонс 30 номера журнала "Профиль"



Анонс журнала "Профиль", номер 30 выходит 18 августа.

Рубрика "Главный герой"
Заголовок: Кризис-менеджер

Пять лет назад в лексикон российских граждан прочно вошло слово "дефолт", виновником которого был объявлен "киндер-сюрприз" -- тогдашний премьер Сергей Кириенко. Однако 17 августа 1998 года стало днем рождения совсем другого, вполне себе "взрослого" сюрприза по имени Владимир Владимирович Путин. Но тогда об этом еще никто не догадывался.

Как известно, бытие определяет сознание. Поэтому 17 августа 1998 года сначала обрушился рубль, а вслед за ним и многие казавшиеся бесспорными представления о жизни. Например, убеждение, что свободный рынок -- панацея от всех бед, что импортная колбаса вкуснее отечественной, что государственник -- это неизбежно коммунист… …Сразу после 17 августа стало понятно, что миллиардные капиталы могут растаять в один день, а политика не заканчивается возможностью запросто открыть дверь в самый высокий кабинет. Оставшиеся на плаву олигархи, испуганные не меньше, чем все остальное население страны, немедленно восприняли государственнические лозунги и изъявили полную готовность сотрудничать с властью. Кстати, именно тогда была сформулирована ставшая впоследствии популярной формула "надо делиться".
В глазах населения укрепление позиций государства обещало привести как минимум к двум приятным последствиям. Во-первых, к долгожданной материальной поддержке: несмотря на все успехи приватизации, большинство россиян по прежнему составляли бюджетники, которым неоткуда было ждать помощи, кроме как из госказны. Во-вторых, сильное государство по традиции ассоциируется в массовом сознании с наведением порядка: не жалуя порядок по отношению к себе лично, граждане жаждали, чтобы его начали наводить по отношению ко всем окружающим…
…Между тем в условиях наметившейся за последние три года стабилизации и "роста благосостояния народа" у всех, на кого этот диктат впрямую не распространяется, возникает вполне понятное желание "оставить все, как есть". А это желание, как ни парадоксально, вступает в противоречие с планами сильного государства сделать рывок в модернизации экономики и системы управления страной. И тут приходит в голову вполне знакомое и даже уже несколько родное слово "застой"…

Рубрика : Рынки
Заголовок: "Сделайте мне красиво"

Русские красавицы -- на грани исчезновения. Ведь известно, что одна и та же женщина с макияжем и без оного -- это два разных лица. Так вот: лицо нашей накрашенной соотечественницы уже на 60% "западное" -- такова доля импорта на косметическом рынке России. …Ежегодный оборот российского рынка косметических средств оценивается в $4 млрд. Примерно 60% от этой суммы приходится на продажи импортной или произведенной в России, но под международными брендами продукции. На долю сугубо отечественной косметики, соответственно, остается 40% рынка.
Сейчас на российском рынке насчитывается около 250 отечественных производителей косметики...
В наиболее сложном положении оказались российские производители, работающие в категории масс-маркет. В послекризисный период они сделали ставку именно на продукцию дешевого сегмента, которую и начали выпускать в больших объемах. Ярким примером является ситуация, сложившаяся на одном из крупнейших предприятий России -- московской фабрике "Свобода". По мнению большинства экспертов, компания пока еще удерживается на рынке в основном благодаря имиджу, заработанному в советские времена, а также поддержке московского правительства. …можно констатировать, что международные транснациональные компании в скором времени намерены серьезно увеличить свое присутствие на рынке (сейчас их доля -- около 60%)…Понятно, что западные компании, увеличивая свою долю рынка, предпочтут не конкурировать с наиболее сильными местными брендами, а просто-напросто их купят. Поэтому скептики полагают, что для многих российских производителей оптимальным вариантом может стать продажа бизнеса кому-либо из иностранцев…
Несмотря на достаточно агрессивный прессинг со стороны иностранцев, россиянам есть за что побороться. Если судить по мировой практике, обычно на долю транснациональных компаний в стране приходится около 70% косметического рынка, остальные 30% все же занимают местные производители. Главное -- бороться правильно.

… Согласно исследованиям, проведенным экспертами TGI Global, по своим парфюмерно-косметическим предпочтениям россиянки не сильно отличаются от француженок, американок и англичанок -- несмотря на разницу в доходах.
Так, регулярно красят губы 79,3% американок, 69,7% француженок, 72,7% россиянок и чуть более 80% англичанок.
Лак для ногтей используют 63% американок, 56% жительниц туманного Альбиона, 53,2% россиянок и 51,5% француженок. При этом француженки, менее активно использующие декоративную косметику, регулярно пользуются парфюмерией (более 92%).
Среди американок ежедневно душатся 79% женщин, а реже всех (чуть больше 30%) парфюму уделяют внимание англичанки и россиянки. А вот кремы и лосьоны одинаково сильно любят все представительницы прекрасного пола: 84% -- в США и Франции, 77% -- в Англии и около 70% -- в России.

Приложение "Недвижимость"
Заголовок: Москва кабальная

Еще немного, еще чуть-чуть -- и ипотека в России станет общедоступной. Сколько месяцев или лет в этих "чуть-чуть" -- сказать сложно. Пока же взять кредит на жилье у нас в абсолютном большинстве случаев можно только на кабальных условиях.

На Западе жизнь в кредит -- дело обычное и не такое уж накладное. Что неудивительно, поскольку срок займа там растягивается до 15--20 лет. Проценты взимаются, по нашим меркам, прямо скажем, несерьезные: например, в Испании -- 4% годовых, а в Австрии -- 5% (подробнее см. справку).
В это самое время российские банки готовы давать своим соотечественникам в долг под 12--15% годовых в долларах. Кроме того, сроки подобных займов не превышают 10 лет.
Но деваться некуда -- цены на жилье, особенно в обеих столицах, отпугивают надежнее ипотеки, поэтому количество граждан, готовых в нее ввязаться, неуклонно растет. По данным Госстроя, за семь месяцев нынешнего года было выдано кредитов более чем на $700 млн. против $500 млн. по итогам всего 2002 года. Динамика, конечно, есть, но даже при таких темпах роста сейчас в ипотеку играют не более 2,5% россиян…

Заголовок: Нет повести печальнее на свете...
Дожить до конца ипотеки под силу не каждому. Допустим, что пять лет человек выплачивал кредит на квартиру, а на шестой год потерял источник дохода. Что обычно делает банк: забирает жилье за неуплату или ждет, пока дела у заемщика наладятся?

Кредит подобен хроническому стихийному бедствию для бюджета семьи. Особенно кредит долгосрочный, ведь за 10 лет с любым может случиться все, что угодно.
Казалось бы, спасение утопающих в долгах -- дело рук самих утопающих. Не можешь платить -- выметайся из квартиры. На практике же подобный печальный исход встречается довольно редко. Выселять заемщика, даже обнищавшего, особенно с детьми, -- дело нудное и не такое уж выгодное. Поэтому банки-кредиторы нередко идут на различные уступки в случае, если внезапно потерявший платежеспособность клиент кажется им не совсем безнадежным.
Сколько точно клиентов по ходу пьесы выбывает из игры, неизвестно. Представители столичных банков говорят, что за всю историю ипотеки в каждом банке были всего одна-две истории с печальным концом. В остальных же случаях кредитору и заемщику удавалось договориться…