01.08.2003

Аудиторы делят госсобственность

госрегулирование

Вчера ведущие российские аудиторы потребовали от правительства установить новые правила игры на рынке аудита госпредприятий. Аудиторов не устраивает то, что заказчики данной услуги – по сути, Минимущество и сами госпредприятия – диктуют условия, по их мнению, несопоставимые с понятием объективного аудита. Заказчики в ответ говорят, что пекутся в первую очередь о сохранности госсобственности.
       Вчера в Министерстве финансов прошло заседание совета по аудиторской деятельности. На нем члены совета, по выражению одного из них, продемонстрировали решимость "противостоять диктату Минимущества в организации конкурсов на аудит госсобственности".
       По закону об аудите в ведении совета находится ряд вопросов регулирования аудита, решения по которым с ним должен согласовывать Минфин. В совет помимо представителей ведущих аудиторских фирм входят представители Минфина.
       По информации Ъ, совет принял решение добиться пересмотра условий проведения Минимуществом тендеров на аудит госсобственности. Речь идет о федеральных государственных унитарных предприятиях и акционерных обществах, принадлежащих государству.
       Напомним, что постановление правительства #409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" вступило в силу год назад. Оно регламентирует проведение тендера по отбору аудиторских фирм для проверки предприятий, в капитале которых доля госсобственности составляет не менее 25%. Под 409-е постановление подпадает более 15 тыс. госпредприятий: с валютной выручкой от экспорта, стратегическим значением для экономики, социальной значимостью и прочие. Согласно документу, заказчиком аудита являются сами госпредприятия, но практически им является Минимущество – оно организует конкурсы. Собственно, поэтому оно и подвергается критике со стороны аудиторов.
       По мнению крупнейших из них, постановление нуждается в существенной доработке. Так, они считают, что постановление потворствует демпингу со стороны мелких аудиторов, строящих свою стратегию на том, что за счет заниженной цены финансовых предложений можно без труда выиграть конкурсы. "Крупнейшие госпредприятия проверяются аудиторскими компашками, состоящими из одного-двух человек, которые много денег не берут и подмахивают не глядя любую бумагу, что весьма устраивает некоторых так называемых красных директоров",– говорят они.
       "Наша задача состоит в обеспечении соразмерности аудируемой и аудиторской компаний,– заявил Ъ руководитель рабочей группы совета Минфина, занимающейся данной проблематикой, партнер аудиторской фирмы 'БДО Юникон Руф' Александр Веренков.– Мы хотим отшлифовать порядок конкурса, обеспечить равные права для его участников. Например, изначально рейтинговать их по малым, средним и прочим заказам. А вообще, мы считаем, что надо прекратить выделять аудит госсобственности в некую особую категорию, на которую не распространяются общие принципы аудита и регулирования".
       В Минимуществе признают существование проблемы, однако однозначно виновными в ее существовании себя не считают. "Забота о расходах госпредприятий, в том числе и на аудит,– наша забота,– заявил Ъ руководитель департамента экономики и финансового контроля Минимущества Сергей Торопов.– Иначе мы так разбазарим все, что принадлежит стране. Мы считаем, что данный вопрос вполне решаем – Минфину только стоит поубавить категоричности суждений. Мы признаем, что проблема демпинга существует, и мы думаем, как ее решать".