28.07.2003

В центре столицы открылся супермаркет, который будет давать скидку обладателям социальной карты


Особые пожелания — магазины должны быть дешевыми и обслуживать обладателей социальной карты москвича. Такие карты к концу следующего года должны получить все представители социально незащищенных категорий населения, чтобы иметь возможность пользоваться пятипроцентной скидкой в магазинах и льготами на транспорте. В четверг подчиненные префекта начали исполнять задачу.

У столичного правительства есть добрая традиция. Не реже одного раза в год оно принимает постановления о так называемой социально-ориентированной розничной торговле. Мол, кругом одни бутики, а простому человеку хлеба купить негде. Позвольте, а как же рынки, "Дикси", "Копейки", "Авоськи", коих в сумме больше двух сотен, и бессчетное число дешевых палаток? Все это выросло без содействия чиновников (за исключением, пожалуй, "Дикси" и нескольких палаток в центре). Да, не у каждого подъезда имеется дискаунтер, но пока еще никто не разорился, покупая хлеб дороже на полтинник и молоко — на два рубля. А ради крупного шоппинга раз в неделю можно проехать пару остановок до дешевого магазина, чем, кстати, не брезгуют и состоятельные горожане.

Тем не менее, разговоры об отсутствии дешевой розницы стали общим местом. Особенно в Центральном округе. Вчера префектура ЦАО отчиталась перед жителями округа и журналистами о проделанной работе, организовав своеобразную экскурсию.

Первый адрес — Смоленский бульвар, 3/5, где вместо булочной — кондитерской открылся супермаркет, который будет давать скидку обладателям социальной карты.

— Спрашиваете, как у нас с магазинами? Легко! — это сенсационное заявление делает корреспонденту "Известий" ветеран войны из Хамовников Василий Иванович Копылов, специально приглашенный на мероприятие. И кивает в сторону нашего "гида", зампрефекта Михаила Орлова, который только что живописал журналистам, как тяжело приходится жителям Хамовников. — Он напрасно жалуется.

Уж не знаем, с помощью каких аргументов, но префектуре удалось уговорить владельца магазина Али Каука не перепрофилировать торговлю.

— Это наше собственное желание — помочь людям, — благородно переводит на себя стрелки Али.

— В центре иметь бутик или ресторан выгоднее, чем продовольственный магазин, — сбивает его пафос Михаил Орлов, — Это сложный, серьезный бизнес. И магазин "загибался".

— Почему загибался, -недоумеваю я, — Если, говорите, здесь каждый продмаг на счету, бизнес должен быть успешным.

-А кто сказал, что он не был успешным? — удивляется Али.

-Господин Орлов, — отвечаю.

-Значит, он не был успешным, — сощурившись, соглашается торговец.

Будет успешным, можно не сомневаться, с такими-то ценами. Сосиски "Черкизовские" здесь продаются по 194,10. Колбаса вареная "Телячья" — 170. Сахар-песок — 22,50. Бананы — 19,50. Молоко "Домик в деревне 3,5%" — 26 рублей. От пятипроцентной скидки обладателям социальной карты ни холодно, ни жарко. В "Копейке" такое молоко стоит 19 рублей. И скидок никаких не надо. Пригляделась к стеллажам с соками и тут же вспомнила фразу зампрефекта о "сложном бизнесе". Сок "J7 виноградный" на одной полке стоит 39 рублей 80 копеек, на другой — 47 рублей. "Вишневый" — 47 и 50. Некто, представившийся помощником Али Каука, объясняет, что розничная торговля без ошибок не обходится. Мол, не туда поставили пакеты. "Но какую цену на кассе пробьют?", — интересуюсь я. "А вы попробуйте".

Еще чего. В двадцати шагах расположен продмаг "Погребок". Там "J7" всех разновидностей продается за 37 рублей. Про социальные карты продавцы ничего не слышали, но конкурента не боятся: "Я уж сбегала туда, приценилась, — шепчет юная продавщица, — У нас дешевле".

Следующая точка маршрута — двор жилого дома на Большом Гнездниковском переулке. Здесь по просьбе жителей управа организовала торговлю с тонара. К первым этажам лепятся кривобокие пристройки непонятного назначения. Ко дню города их снесут, тонар увезут, а на этом месте откроется дешевый минимаркет.

— Земля выделена управе, магазин построят владельцы нежилых помещений. А торговать будет "Елисеевский", — поясняет Михаил Орлов. Присутствующая здесь же директор "Елисеевского" обещает, что для ветеранов сохранятся низкие цены. О скидках по социальным картам речи пока не идет.

Про таинственные карты ничего не слышали и во дворе Камергерского переулка. Двое армянских мужчин наводят чистоту в крохотном магазинчике, который откроется на днях. Прижимая к сердцу руку, хозяин клянется держать низкие цены. На улице Чаянова, дом 3 торговля уже пошла. Цены смешные: бутылка "Аква Минерале" стоит 15 рублей, как в подмосковных палатках. Про социальные карты директор знает, возможность их обслуживания с ходу не отвергает, но более склонен ввести "скидочные" дни для ветеранов.

Как ни крути — тенденция. Дешевые магазины играть с властями в "карты" не спешат. Они и без того "социально-ориентированные". Дорогие — пожалуйста. Так, сеть универсамов "Петровский" (бывшая "БИН"), позиционирующая себя как супермаркеты для среднего класса, уже обзавелась оборудованием для сканирования социальных карт. По словам заместителя главы Департамента потребительского рынка и услуг Светланы Королевой, один экземпляр специальной "приставки" к кассовому аппарату стоит около 100 долларов.

— Пока социальная карта используется как идентификационная, на основании которой магазин за счет собственных средств дает скидку, — разъясняет Светлана Ивановна, — А в дальнейшем она станет еще и кредитной "Виза-электрон" "Банка Москвы". Банк готов оплачивать оборудование для сканирования социальных карт, когда они будут дополнены функцией кредиток".

Чем ближе должность чиновника к верхушке столичной власти, тем чаще он поминает пресловутые карты. На районом уровне это новшество не слишком популярно. Зам главы управы района "Тверской" Андрей Кулешов ни словом о нем не обмолвился. Его задача — открыть как можно больше магазинов.

— Управа всячески помогает новым магазинам, — увлеченно делится он с корреспондентом "Известий", — Мы прикрепляем их к комбинату питания при мэрии, где очень хорошая и дешевая выпечка, кулинарные изделия. Помогаем напрямую заключать договоры с сельскими производителями. В тонаре, видели, ржевское молоко по 10 рублей? Цельное, натуральное.

Не вяжется одно с другим. Правительство ищет единое решение двух противоположных задач. Можно снабдить бедняков социальными картами, но какой от них толк в дорогом магазине? Можно, где кнутом, где пряником добиться от торговцев открытия дешевых магазинов, но на обслуживание социальных карт у них доходов не хватит. Да и москвичи пока не спешат в собесы за непонятными картами.

Источник: Рынок продуктов питания